Уважаемые читатели!
По вопросу приобретения книги обращаться:
Автор: Н. Ф. Матюшин
Издательство: Кучково поле
ISBN: 9785995002116
Год: 2011
Аннотация: |
|
|
В конце XX века
были сформирована 17-я оперативная
эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен
пункт их
материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань,
принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования
было
определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил
Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение
присутствия
наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского
залива и
эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с
советским и
российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике
Вьетнам с
1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я
оперативная
эскадра кораблей Тихоокеанского флота.
Содержание
Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)
Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…
Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)
Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ
Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок
Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей
Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района
Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)
Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи
Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк
Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР
Приложение № 1 (главные строители)
Приложение № 2 (персоналии)
Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)
Приложение № 4 (рассказ Шамиля)
Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района
В июле 1984 г. в состав 17-й опэск для выполнения задач боевой службы (до прибытия в порт Камрань командования и штаба 300-го дн ОВР) прибыл малый противолодочный корабль МПК-170 из 117-го дивизиона кораблей 114-й брк ОВР Камчатской флотилии разнородных сил:
— командир корабля — капитан-лейтенант С. К. Николаенко,
— заместитель командира по политической части — старший лейтенант Л. П. Биденко,
— помощник командира — старший лейтенант О. С. Третьяков.
Корабль выполнял задачи боевой службы в составе 17-й опэск с июля 1984 по сентябрь 1985 г. Все задачи боевой подготовки выполнялись с высокими оценками. Материальная часть поддерживалась в исправном состоянии. Состояние воинской дисциплины вполне удовлетворительное. По ходатайству командования эскадры и представлению командира 114-й брк ОВР КВФ командиру корабля капитан-лейтенанту С. К. Николаенко присвоено очередное воинское звание «капитан 3 ранга». Это стало примером для подражания и стимулом в службе остальным командирам и офицерам эскадры.
В сентябре 1984 г. прибыл МПК-4 из состава Сахалинской флотилии разнородных сил (порт Корсаков):
— командир корабля — капитан-лейтенант А. А. Вязов,
— помощник командира — капитан-лейтенант Ю. Орлов.
Осенью 1984 г. на МПК-4 матрос Ю. А. Сибиряков 26 апреля 1966 г. рождения из г. Нижний Тагил, призыва 1984 г., в результате неуставных взаимоотношений получил травмы, несовместимые с жизнью. Виновные осуждены судом Военного трибунала. В связи с неудовлетворительным состоянием воинской дисциплины и гибелью матроса приказом главнокомандующего ВМФ корабль от выполнения задач боевой службы был отстранен и возвращен в порт Корсаков. Командование корабля от занимаемых должностей освобождено.
В связи с досрочным убытием МПК-4 штабом ТОФ было принято решение МПК-170 оставить в составе 17-й опэск до осени 1985 г. Общее время нахождения МПК-170 на боевой службе (с учетом времени перехода в бухту Камрань и обратно) составило свыше 17 месяцев.
До прибытия командования и штаба дивизиона все приходящие противолодочные корабли входили в состав 119-й брнк и подчинялись командиру бригады. В сентябре — начале октября прибыли два базовых тральщика (БТЩ). Рейдовые тральщики (РТЩ) доставлены в Камрань сухогрузами. Базовые и рейдовые тральщики выполняли задачи рейдовой службы и противоминного обеспечения района базирования.
В октябре 1984 г. прибыли офицеры штаба во главе с командиром 300-го дн ОВР и приступили к формированию дивизиона, сколачиванию экипажей и разработке планов боевой подготовки. Штаб дивизиона располагался на одном из базовых тральщиков, так как МПК хотя и были по водоизмещению больше, но на них было мало свободных помещений, и они часто находились на рейде (в дозоре).
Командование дивизиона:
— командир дивизиона — капитан 2 ранга В. И. Шаров (1984–1987);
— заместители командира по политической части:
капитан 3 ранга В. Т. Деревянко (1984–1987),
капитан 3 ранга С. М. Бородулин (1987–1991);
— заместитель командира по электромеханической части — капитан 2 ранга Б. В. Плесский (1984–1986);
— командир отряда ПДСС — капитан 2 ранга С. Стратий (1985–1989);
— капитан 2 ранга В. Н. Шевченко (1989–1991).
В июле 1985 г. в состав 300-го дн ОВР из Камчатской флотилии разнородных сил прибыл малый противолодочный корабль МПК-143 пр. 1124:
— командир — капитан 3 ранга В. В. Лебедев,
— заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант А. Н. Рубис,
— помощник — командира капитан-лейтенант А. В. Плотников.
МПК-143 активно включился в напряженный ритм боевой учебы и службы 17-й опэск: встреча и сопровождение прибывающих подводных лодок, надводных кораблей, артиллерийские стрельбы, несение дозорной службы, хозяйственные работы по благоустройству территории пирса, плаца, переход вместе плавбазы «Иван Вахромеев» в порт Реам с целью противоминной и противодиверсионной обороны порта, доставки гидрографической группы.
В начале октября 1985 г. в состав 300-го дн ОВР прибыл рейдовый тральщик РТ-402 из 187-го дивизиона тральщиков 47-й брк ОВР Приморской флотилии разнородных сил (о. Русский). Корабль был загружен в бухте Патрокл на борт теплоход «Стахановец Петраш», доставлен в порт Камрань и выгружен. Боевая служба тральщика продолжалась до марта 1987 г. За это время неоднократно производилась смена командиров кораблей и личного состава экипажей. Отправка корабля в состав 47-й брк ОВР производилась также на теплоходе «Стахановец Петраш».
Ежедневное подведение итогов на мпк-143.
На снимке: командир мпк-143 капитан 3 ранга Лебедев В.В. и заместитель командира по политической части капитан-лейтенант Рубис А.Н.
1986 год. На снимке слева направо: капитан 3 ранга Лебедев В.В.- командир мпк-143 и капитан 2 ранга Яковлев Г.С.- посредник на учении, заместитель командира 29 дипл, старший на борту пларк "К- 184" (ныне контр-адмирал запаса).
Боевую службу в составе 300-го дн ОВР несли:
Малые противолодочные корабли пр. 1124:
МПК предназначались для обеспечения развертывания РПКСН, охраны военно-морских баз и соединений ударных кораблей и конвоев судов в прибрежных районах (акваториях Балтийского и Черного морей, Кольского, Амурского и Уссурийского заливов и Авачинской бухты с прилегающими к ним районами). Гидроакустическое, противолодочное вооружение обеспечивало решение этих задач.
Боевая эксплуатация кораблей на сложных морских театрах (Северный и Тихоокеанский флоты) не предполагала применение кораблей в открытом море тем более с жарким тропическим климатом.
МПК-4 из состава 33-й брк ОВР Сахалинской флотилии разнородных сил; командир — капитан-лейтенант А. А. Вязов.
МПК-81 из состава 11-го днплк 47-й брк ОВР Приморской флотилии разнородных сил; командир — капитан-лейтенант В. М. Алексеенко, заместитель командира по политической части — старший лейтенант В. В. Пискайкин.
МПК-101 из состава 33-й брк ОВР Сахалинской флотилии разнородных сил; командир — капитан-лейтенант К. В. Левко.
МПК-143 из состава 114-й брк ОВР Камчатской флотилии разнородных сил; командир — капитан 3 ранга В. В. Лебедев.
МПК-145 из состава 114-й брк ОВР Камчатской флотилии разнородных сил; командир — капитан 3 ранга А. П. Абакумов (награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени. Корабль находился на боевой службе дважды.
МПК-155 из состава 33-й брк ОВР Сахалинской флотилии разнородных сил; командир — капитан-лейтенант А. Н. Баранов, заместитель командира по политической части — старший лейтенант Ю. Л. Леонов.
Бывший командир МПК-155 А. Н. Баранов, ныне контр-адмирал, так изложил боевой путь корабля.
МПК-155 построен на Хабаровском судостроительном заводе. В постройке находился с мая 1979 по июнь 1980 г. 13 мая — 13 июня 1980 г. числился в составе 238-го отдельного дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей (однсрк).
Принят в состав ВМФ приказом командующего ТОФ от 17 октября 1980 г. № 0603.
13 июня — 5 ноября 1980 г. — в составе 79-й бсрк Приморской флотилии разнородных сил.
5 ноября 1980 — 5 ноября 1981 г. — в составе 146-го днплк 196-й брк ОВР Сахалинской флотилии разнородных сил.
5 ноября 1981 г. вошел в состав 146-го днплк 33-й брк ОВР Сахалинской флотилии разнородных сил с местом постоянной дислокации в порту Корсаков (о. Сахалин).
Летом 1981 г. МПК-4 и МПК-155 по оповещению, полученному от СКР (пр. 50), обнаружили в Татарском проливе иностранную атомную подводную лодку и самостоятельно поддерживали с ней контакт в течение 2 часов 17 минут. Затем успешно передали контакт нашей атомной подводной лодке и совместно с ней продолжали слежение за подводной целью около пятнадцати часов.
С июля 1986 по август 1987 г. МПК-155 находился на боевой службе в Южно-Китайском море с базированием в порту Камрань. Экипаж корабль был признан лучшим в 17-й опэск.
Весь личный состав корабля награжден знаками ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». Комсомольской организации вручен почетный Военно-морской флаг сторожевого корабля «Красный Вымпел», одного из первых кораблей, вошедших в состав создававшегося советского Тихоокеанского флота, поставленного 11 марта 1958 г. на вечную стоянку в бухте Золотой Рог.
С 1989 по 1991 г. над кораблем шефствовал Иркутский городской комитет комсомола. В 1990 г. по ходатайству горкома КПСС и комсомольской организации г. Иркутска МПК-155 приказом ГК ВМФ было присвоено почетное наименование «Иркутский комсомолец».
26 июля 1992 г. на корабле был спущен советский Военно-морской флаг и поднят Андреевский флаг.
В 1994 г. в связи с переформированием 33-й брк ОВР в 13-й однк ОВР МПК-155 вошел в состав переформированного дивизиона кораблей ОВР.
В 1995 г. в связи с расформированием 13-го однк ОВР МПК-155 вошел в состав 38-го однк ОВР Советско-Гаванской ВМБ с дислокацией в бухте Северная залива Советская Гавань.
МПК-155 был исключен из состава ВМФ РФ 5 июля 1994 г.; экипаж расформирован 1 сентября 1994 г.
В 1998 г. корпус корабля был разобран на СРЗ «Звезда» в г. Большой Камень.
МПК-170 из 114-й брк ОВР Камчатской флотилии разнородных сил. Командир — капитан 3 ранга Николаенко С. К. (награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени.
МПК-191 из состава 33-й брк ОВР Сахалинской флотилии разнородных сил.
МПК-200 «Приморский комсомолец» из состава 11-го днплк 47-й брк ОВР Приморской флотилии разнородных сил; командир — капитан-лейтенант В. В. Норкин, заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант Ю. П. Апаликов. В составе 300-го дн ОВР 17-й опэск находился с января 1989 по январь 1990 г.
Морские тральщики пр. 266М:
МТ «Якорь» из состава 186-го днтщ 7-й бртщ; командир — капитан-лейтенант В. А. Михайлов. Задачи боевой службы выполнял: с декабря 1980 по март 1981 г. — в составе 26-й обркс; с июня 1984 по декабрь 1984 г. — в составе 300-го дн ОВР 17-й опэск.
МТ «Параван» из состава 146-го днтщ 47-й брк ОВР Приморской флотилии разнородных сил. Задачи боевой службы выполнял:
февраль — март 1982 г. — в составе 26-й обркс;
далее (до 20.08.1982 г.) — в составе 17-й опэск. Командир корабля — капитан 3 ранга В. А. Шефер. Выполнялись задачи по сопровождению ПЛАТ проектов 671 и 671РТ при форсировании ими в надводном положении Сингапурского и Малаккского проливов до точек их погружения и всплытия в Андаманском море (Индийский океан). Задачи боевой службы выполнены. Весь экипаж награжден знаками «За дальний поход»;
10 декабря 1983 — 15 июня 1984 г. Командир корабля — капитан 3 ранга Г. А. Тихонов. Выполнялись специальные задачи в порту Реам (Кампучия). Задачи боевой службы выполнены успешно. Весь экипаж награжден знаками «За дальний поход».
1983г. Южно-Китайское море.
Командир мт -238 капитан-лейтенант Фёдоров С.В.
(из альбома мичмана запаса Кравченко С.А.)
МТ-238 из состава 212-го днтщ 137-й брк ОВР Сахалинской флотилии разнородных сил. Задачи боевой службы выполнял:
май — август 1983 г. — в Южно-Китайском море в составе 17-й опэск. Командир корабля — капитан-лейтенант С. В. Федоров. Выполнялись задачи по слежению за учениями «Золотая кобра-83» кораблей ВМС США и Тайваня. Особое внимание уделялось модернизированным крылатым ракетам «Томагавк», линкору «Нью-Джерси». Осуществлялась проводка и обеспечение скрытного развертывания подводной лодки К-42 38-й дипл до точки погружения при непосредственном слежении эсминцем ВМС США «Хеввит» и гидрографического судна. В порту Реам (Кампучия) осуществлялся поиск мин с использованием гидроакустических станций. Задачи боевой службы выполнены успешно. Весь экипаж награжден знаками «За дальний поход». Командиру корабля, капитан-лейтенанту С. В. Федорову, присвоено звание «капитан 3 ранга».
В сентябре — декабре 1983 г. при возвращении с боевой службы, не дойдя до основного пункта базирования, МТ-238 вместе с МТ «Заряд» и МТ «Трал» принял участие в поиске «черных» ящиков и обломков южнокорейского авиалайнера «Боинг-747», сбитого истребителем-перехватчиком ПВО в Японском море, в районе о. Монерон.
4 мая 1989 г. исключен из боевого состава флота.
Февраль, 1983 г. МТ-238 проходит Корейский (Цусимский) пролив.
Возложение венка погибшим русским морякам в Цусимском сражении 1905 г.
(из альбома мичмана запаса Кравченко С.А.)
Южно-Китайское море. 31.07.1983 г. День ВМФ. МТ-238 у пирса в порту Камрань, СРВ.
(из альбома мичмана запаса Кравченко С. А.)
Базовые тральщики:
БТ-78 из состава 114-й брк ОВР Камчатской флотилии разнородных сил. Командир — капитан 3 ранга С. В. Дадыко, помощник командир — старший лейтенант А. В. Дрозд. В составе 300-го дн ОВР 17-й опэск находился с августа 1988 по октябрь 1989 г.
БТ-100 из состава 81-го днтщ 7-й бртщ Приморской флотилии разнородных сил (бухта Разбойник). Командир — капитан-лейтенант О. Р. Мишин.
БТ-121 из состава 114-й брк ОВР Камчатской флотилии разнородных сил.
БТ-438 из состава 114-й брк ОВР Камчатской флотилии разнородных сил. Командир — капитан-лейтенант А. В. Солдатский. В составе 300‑го дн ОВР 17-й опэск находился с июля 1986 по сентябрь 1987 г.
БТ-470 из состава 81-го днтщ 7-й бртщ Приморской флотилии разнородных сил (бухта Разбойник). Выполнял задачи боевой службы в составе 300-го дн ОВР 17-й опэск: августа 1984 — август 1985 г., командир — капитан-лейтенант Ю. А. Амахин; августа 1986 — октябрь 1987 г., командир — старший лейтенант М. А. Лунев (с заменой старшим лейтенантом С. Э. Гусевым).
Командир бт-470 капитан-лейтенант Амахин Ю.
БТ-734 из состава 114-й брк ОВР Камчатской флотилии разнородных сил. Нес боевое дежурство с сентября 1987 по июль 1988 г.
О событиях, связанных с подготовкой, переходом и несением боевой службы в составе 17-й опэск вспоминает бывший командир МПК-170 капитан 3 ранга Сергей Кузьмич Николаенко (ныне капитан 1 ранга запаса, последнее место службы — офицер ЦКП Генштаба ВС РФ).
БОЕВАЯ СЛУЖБА
Дивизионом командовал в свое время капитан 2 ранга В. Н. Никонов (впоследствии третий НШ 17-й опэск), а 114-й брк ОВР (в которую входил наш корабль) командовал капитан 2 ранга А. Г. Красников (второй начальник штаба 17-й опэск). С этими офицерами я долго служил, хорошо их знаю и помню.
В конце апреля 1984 г. мы получили распоряжение на подготовку корабля к переходу в порт Камрань для несения боевой службы в Южно-Китайском море. На это мероприятие отводилось 30 суток. Кораблю было четыре года, боеготовый, первой линии, после ремонта. Были сданы все курсовые задачи. В период подготовки проверили техническую готовность корабля, провели доковые работы, пополнили все виды запасов до полных норм и более, выполнили практические артиллерийские, ракетные стрельбы и глубинное бомбометание.
Малый противолодочный корабль МПК-170 («Альбатрос») входил в состав 117-го днк ОВР 114-й брк ОВР Камчатской военной флотилии (КВФ)
«Поздравляем с присвоением
очередного заслуженного воинского звания
«капитан 3 ранга»
Наиболее сложно решался вопрос комплектования корабля офицерами и личным составом. По различным причинам было заменено 50 процентов офицерского состава. Пришли новые командиры: БЧ-1 (Макаровский), БЧ-3 (Свобода), начальник РТС (Мирошниченко), БЧ-5 (Алексеев). Личный состав заменили практически на 90 процентов. Оставили только 6 человек, которые прослужили два года, остальные были моложе, а некоторых брали прямо после учебного отряда. Слаженность корабля была недостаточная, так как многие приходили за несколько дней до отхода. Но этот недостаток мы быстро устранили, потому что в море много внимания уделяли этому вопросу.
В конце мая 1984 г. корабль вышел из порта Петропавловск-Камчатский курсом на Владивосток. Старшим перехода был командир 114-й брк ОВР капитан 2 ранга А. Г. Красников. С приходом в главную базу ТОФ 3 июня 1984 г. мы были проверены офицерами штаба флота и допущены для дальнейшего перехода в порт Камрань и несения боевой службы.
В штабе ТОФ получили боевое распоряжение за подписью НШ ТОФ об убытии корабля в район Южно-Китайского моря с целями поддержания оперативного режима в зоне ответственности 17-й опэск, ведения разведки, выявления морских коммуникаций, оборудования театра, наблюдения за кораблями, самолетами вероятного противника, решения тактических задач самостоятельно и в составе оперативных группировок.
В середине июня вышли из порта Владивосток отрядом в составе СКР пр. 1135, МПК-170 и танкера «Аргунь». Переход проходил в благоприятных условиях. В целях экономии ресурса часть пути МПК-170 шел на буксире СКР. В Японском море нас обнаружили японские рыбаки, через некоторое время появились японские самолеты, а при подходе к Японии нас встречал и четверо суток сопровождал японский эсминец, пока мы не подошли к Филиппинам. Облет отряда кораблей также производили самолеты ВМС США «Орион» и Б-52 в разведывательном варианте.
В бухту Камрань пришли в конце июня 1984 г. Встали на рейд. На корабль прибыл командир 119-й брнк капитан 1 ранга В. Н. Сергеев и флагманский штурман капитан 3 ранга А. Н. Максимов, которого я хорошо знал, так как в свое время служили вместе на Камчатке на МПК-122 (он был командиром БЧ-1, а я командиром — БЧ-3, в один год окончили 6-й ВСООЛК ВМФ).
По команде командира бригады пришвартовались к пирсу. С противоположной стороны пирса стояли два МПК пр. 1234 «Тайфун» и «Бриз». Командиром МРК «Тайфун» был капитан 3 ранга Владимир Филиппов, а МРК «Бриз» прибыл с Черноморского флота в связи с переходом на ТОФ. Командир — капитан 3 ранга В. К. Яворин.
Так как к этому времен еще не был сформирован 300-й дн ОВР (наш корабль был первым) и отсутствовал штаб дивизиона (он появился гораздо позже), то МПК-170 оперативно вошел в состав 119-й брнк, и все доклады я представлял капитану 1 ранга В. Н. Сергееву. Собирались на доклад командиры кораблей, как правило, на ПМ-156 в каюте командира бригады. Капитан 1 ранга Сергеев был толковый, грамотный моряк. В это время он заочно учился в Военно-морской академии. В вопросах морской практики он многому нас научил, в том числе и особенностям общения с местным населением.
В командовании эскадры был переходный период. Контр-адмирал Р. А. Анохин уже убыл к новому месту службы, а вице-адмирал А. А. Кузьмин еще не прибыл. Временно исполнял обязанности командира эскадры капитан 1 ранга В. В. Девятайкин. Это был очень порядочный, тактичный офицер, спортсмен. У него в каюте стояли гири. Если к нему заходили, то он заставлял их поднимать. Но обид не было. Он неоднократно ходил в море на моем корабле. В 1984 г. совместно со штабом эскадры проверил готовность корабля с выходом в море. Выполняли различные вводные: и зарядка РБУ полным комплектом боевых бомб, и условный выход в атаку подводной лодки, и выполнение практических артиллерийских стрельб.
Уже на следующий день после прихода, корабль по тревоге вышел в море. Где-то недалеко от бухты Камрань был обнаружен перископ подводной лодки. Мы имели непродолжительный контакт с подводным объектом, гидрология была очень плохая для подкильной ГАС, а одним кораблем следить за ПЛ очень сложно. Чья это была ПЛ, неизвестно: могла быть и американской, и китайской или другой какой-нибудь страны. Но видно то, что они уже на подходах к Камрани «несли дежурство» и проверяли нас.
В этот период мы занимались вопросами боевой подготовки, поддержанием технической готовности корабля, благоустройством территории, пирсов, решением организационных вопросов и т. д.
Много труда вложили в благоустройство территории базы. Нам была поставлена задача: сделать перешеек между основным стационарным пирсом с гидроподъемниками и пирсом, где стояли суда дивизионного обеспечения. Моряки возили грунт, клали песчаную подушку. На базе ПМТО брали машину и кран, вытаскивали аэродромные металлические плиты, привозили их и укладывали. Думаю, что этот перешеек и до сих пор стоит.
Много сил экипаж корабля отдал очистке плаца от разлившегося гудрона (битума). Практически ежедневно, кроме выходных, этим занимались, пока не привели территорию в порядок.
В перерывах между занятиями по боевой подготовке приходилось трудиться.............. Личный состав мпк-170 занимается "планировкой" площадки для строительства личным составом ВСО поста наблюдения и связи (поста НИС).
В последующем занимались подготовительными работами для строительства силами военно-строительного отряда поста наблюдения и связи: расчищали площадки от зарослей.
С приходом второго МПК (МПК-4) осенью 1984 г., примерно через 3–4 месяца после нас, мы стали нести дозорную службу на выходе из бухты Камрань, в районе острова Тань. Дежурство несли по неделе, смена кораблей проходила по пятницам.
Вьетнамские друзья снимают кокосы с деревьев для «лиенсо»
Основными задачами дозора являлись: освещение воздушной, надводной и подводной обстановки, организация ПДСС, встреча и сопровождение подводных лодок, приходящих из СССР, а также вывод их из базы.
1984–1985 гг. основную деятельность в море вели корабли 300-го дн ОВР. МРК практически все время стояли у пирса, в море не выходили.
МПК-170 неоднократно встречал в отдаленном районе наши подводные лодки, в том числе и атомные, и сопровождал их в базу. Это были лодки проектов 671РТМ, 659Т, 641, 651 и др.
В 1985 г. мы встретили и сопровождали до Малаккского пролива ПЛ К-314 проекта 671РТМ, а оттуда забрали ПЛ Б-213 проекта 641 и сопровождали ее в бухту Камрань.
Корабль принимал участие во всех учениях, проводившихся по планам 17-й опэск, обеспечивал боевую подготовку подводных лодок, выполнял артиллерийские стрельбы, а также обеспечивал артиллерийские стрельбы кораблями 119-й брнк (буксировали щиты-мишени).
В период несения дозора у о. Тань освещали воздушную обстановку корабельными РЛС, подводную — подкильной ГАС. Данные по целям заносили в специальный журнал, а также немедленно докладывали на КП эскадры, который располагался на ПМ-156. Иногда за сутки сопровождали более 100 воздушных целей.
Круглосуточно в интересах ПДСС на юте и баке несли вахту матросы, вооруженные автоматами АКМ. Патроны находились в подсумках, опечатанных печатью дежурного по кораблю. Это было сделано после одного курьезного случая. При стоянке в базе, у пирса, матрос с МПК-4 случайным образом произвел выстрел очередью из автомата АКМ. Две пули пробили борт моей каюты. Хорошо, что в это время в ней никого не было: за несколько минут до этого меня и флагманского штурмана вызвал на ПМ-156 командир эскадры.
При стоянке на рейде в целях предотвращения нападения подводных диверсантов проводили профилактическое гранатометание по незакономерному графику. Использовали гранаты РГ-42 или РГД.
Весной 1985 г. МПК-170 и МПК-4 получили приказание командира эскадры: подготовить корабли к переходу в порт Хошимин (Сайгон) для участия в праздничных мероприятиях, посвященных 10-летию освобождения Южного Вьетнама. Корабли мы подготовили, привели внешний вид практически в идеальное состояние, пополнили запасы материальных средств. Старшим перехода должен был быть начальник штаба эскадры В. В. Девятайкин (к тому времени ему было присвоено воинское звание «контр-адмирал»). Но за несколько дней до выхода поход отменили.
БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРАБЛЕЙ
При нахождении в порту Камрань мы испытывали определенные трудности в бытовых вопросах. Так как круглогодично стояла жара, то подъем личного состава осуществлялся в 5 часов утра с последующим строгим выполнением распорядка дня. Обед и отдых были с 12.00 до 15.00 (самое пекло). Но отдыха не получалось, так как за день корпус корабля сильно нагревался. Кондиционеры работали слабо.
Практиковали в это время купание личного состава по желанию. Старшим назначали одного из офицеров.
После 15 часов проводились корабельные работы и другие мероприятия. Темнело рано и быстро. После ужина проводили мероприятия партийно-политической работы, комсомольские и партийные собрания, лекции, просмотр кинофильмов. После того, как были посмотрены все кинофильмы, взятые с собой, обменивались кинолентами с другими кораблями и судами, находившимся в бухте Камрань или туда приходящими.
Однажды наш киномеханик поднимался на борт корабля и нечаянно уронил одну коробку с кинофильмом, взятом на другом корабле. Стояли у пирса. Спустили корабельного водолаза. Он поднял коробку и… две винтовки американского производства М-16.
Телевидения в тот период не было. Почта приходила нерегулярно, только с оказией. А моряки так ее ждали! Получали также газеты, журналы и даже посылки. А в них были не только конфеты, но и сигареты. Ведь офицерам не положено было табачное довольствие. А сигареты получали только матросы, правда, качества невысокого. Они были сырые, с плесенью. Но все равно курили. Назывались сигареты «Охотничьи», а моряки дали им название «Болотные» или «Человек с ружьем».
С питанием проблем не было. Продукты доставлялись регулярно. Танкер «Аргунь» ходил в Сингапур и доставлял свежие овощи. Смотрели на бирки и удивлялись: картошка — из Китая, апельсины — из Израиля, молоко из — США и Англии и т. д. Тогда нас поразил срок хранения американского молока — год. Для нас это было в диковину. Иногда продукты нам привозили вьетнамцы, но это были, как правило, бананы, кокосы, иногда помидоры, но очень редко. В праздничные дни устраивали домашние обеды. Сами готовили вареники и другие блюда, исходя из наличия продуктов.
Хлеб пекли сами, на камбузе. На корабле имелась штатная духовка и все необходимое для выпечки хлеба. В помощь кокам были назначены нештатными хлебопеками два матроса. Остававшийся хлеб пускали на сухари и делали из него квас.
По правде сказать, аппетит в жарком климате не очень хороший. Пищу готовили по нормам, а съедали мало, особенно в обед. Приходилось выбрасывать на помойку, а местному населению отдавать почему-то запрещалось. И вот у этого бака с отходами и собирались местные жители.
Проблем с питьевой водой, как я помню, практически не было. Вода была не лучшего качества, качали ее из озера. Вероятно, она проходила хлорирование. Но я категорически запретил личному составу пить сырую воду. Круглосуточно кипятили воду на камбузе. Ни одного случая кишечных заболеваний не было. Иногда воду мы принимали прямо с танкеров.
При нахождении в дозоре воду приходилось строго экономить, использовали в основном только на приготовление пищи и немного на помывку. Автономность корабля по воде рассчитана на 7–10 суток, а стояли иногда в дозоре и по 14 суток.
Запасы гигиенических средств мы брали еще в Союзе с расчетом на 10 месяцев. Так как корабль находился на боевой службе с мая 1984 по октябрь 1985 г. (около 17 месяцев), остро встала проблема с туалетными принадлежностями. Мыло мы получали на ПМТО, а вот зубной пасты не было. Да и купить-то было не на что и негде — личный состав кораблей деньги не получал и магазинов еще не было. Приходилось просить у знакомых, которые проходили через Камрань. То же самое было и с бритвенными принадлежностями.
МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Перед выходом в порт Камрань всему личному составу корабля были сделаны обязательные в таких случаях противочумные и противохолерные прививки. После прививок большая часть экипажа была неспособна выполнять свои служебные обязанности, так как отмечалось значительное повышение температуры.
К моменту нашего прибытия в Камрань госпиталь находился еще в стадии строительства, но офицеры-медики уже были. Медицинское обеспечение осуществлялось первоначально силами флагманских специалистов 17-й опэск, 19-й брнк и корабельными фельдшерами. На ПМТО находилось стационарная амбулатория. Со временем у нас, в 300-м дн ОВР, появился свой врач.
На моем корабле в период проведения учений у одного из матросов случился в море приступ аппендицита. Я доложил по радио об этом руководителю учения и по его команде максимальным ходом убыл в базу Камрань. У пирса уже ждала медицинская машина с врачами. Операция прошла успешно, и матрос в скором времени вернулся на корабль здоровым и бодрым.
ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА И «КЭНЭМ»
Я не знаю материального обеспечения вьетнамских военнослужащих в тот период, но из некоторых источников слышал, что они не обеспечивались питанием в выходные дни. Что поймал на берегу, выловил в море, сорвал с дерева, тем и питайся. Зато они обеспечивались алкогольной продукцией. Естественно, предлагались меновые сделки — «кэнэм». И не секрет, что, несмотря на строгий запрет и постоянно проводимую разъяснительную работу, в ночное время эти сделки происходили. Вьетнамцы приносили различные дешевые вещи: косметику, циновки, бижутерию, различные поделки, спиртное. И все это менялось на продукты, обувь, одежду. Предлагалось много раковин и кораллов.
В основном это совершали матросы, несшие дежурство в ночное время на КПП у входа на пирсы, где стояли корабли. Большая часть этих вещей командованием кораблей изымалась и уничтожалась. Проводимая командованием корабля, партийным и комсомольским активом разъяснительная и воспитательная работа давала положительные результаты.
ГОСТЕПРИИМСТВО И ТРАДИЦИИ СТРАНЫ ПРЕБЫВАНИЯ
9 мая 1985 г. вьетнамский народ отмечал знаменательную дату — 10-летие освобождения Южного Вьетнама. По этому случаю командованием 4-го военно-морского района ВМС СРВ и руководством уезда были приглашены на официальный прием офицеры 17-й опэск (командование, офицеры штаба эскадры и командиры кораблей). Пригласительный билет получил и я. Текст приглашения был напечатан на вьетнамском языке, но фамилия записана на русском языке.
Движение в г. Ня-Чанг колонна наших автомашин начала ранним утром. С прибытием туда нас угостили традиционным зеленым вьетнамским чаем. В 9 часов пригласили на трибуну. Удивило то, что здесь же, на трибуне, находились буддийские религиозные служащие. У нас тогда подобного еще не было.
Начался так называемый парад: мимо трибуны проходили в национальной одежде вьетнамцы, вооруженные деревянными мечами, щитами, копьями и т. д. Все это исполнялось красиво и даже изящно. Местные зрители и мы радушно приветствовали выступавших.
После официальной части нас пригласили на обед. Столы стояли буквой «П». В центре — вьетнамские и советские руководители, переводчики. Рядом с советскими офицерами сидели вьетнамские, хорошо знавшие русский язык. У каждого гостя за спиной стояла официантка. Блюда были разнообразные, но порции — небольшими. После каждого тоста блюда быстро меняли. Из спиртного были вьетнамский ликер и рисовая водка. Общение было непринужденным, так как темы беседы были общими — политика, быт и, конечно же, флотские вопросы.
После окончания приема каждому из нас вручили подарки в красивой упаковке. Что было внутри, рассмотрел только у себя в каюте. Там были, как обычно, кофе и сладости, которые я передал в кают-компанию. Было еще что-то непонятное, невкусное. Пришлось выбросить в иллюминатор. Но на следующий день мне объяснили, что это были сушеные медузы, сложенные стопкой, — местный деликатес.
Вьетнамские офицеры нам объяснили, что основная пища для них — рис и рыбный соус. Во время их обучения в СССР они пытались сами изготовлять рыбный соус, но он не получался, так как не хватало местных, вьетнамских, приправ. Как готовится такой соус, мне пришлось наблюдать на нашем плавдоке. По служебной необходимости подошел однажды на катере к плавдоку, стоявшему в бухте Биньба. Рядом с нашими кораблями проходил доковый ремонт вьетнамский катер. Ощутил неприятный, удушающий запах. На вопрос: «Что это такое?», получил ответ: «Вьетнамцы готовят ужин и рыбный соус». Подойти к катеру не решился. Поднялся наверх дока.
На вьетнамском катере стояли три или четыре медных котла, в которых что-то бурлило, пенилось. Оказывается, после каждой рыбалки все собранные морепродукты (рыба, медузы, креветки, различные рачки, ракушки и т. п.) загружаются в медные котлы, заливаются водой и томятся на жарком тропическом солнце. Через некоторое время, когда, по понятиям местных кулинаров, основа для соуса готова, добавляют специи. Сами вьетнамцы говорят, что их блюда тогда вкусны, когда присутствует отталкивающий запах. Приходится с этим согласиться. У нас в стране тоже некоторые любят рыбу «с душком». Но все-таки наш байкальский омуль «с душком» по сравнению с их соусом отличается по запаху так же, как французские духи от денатурата.
И еще о местных вкусах и обычаях. Однажды ранним майским утром, задолго до подъема, проснулся от того, что где-то рядом раздавался истошный поросячий визг. Продолжалось это довольно долго. Попросил дежурного по кораблю узнать, что происходит. Оказалось, что накануне рядом, с противоположной стороны пирса, пришвартовалось вьетнамское судно. В румпельном отделении они держали поросят как живой провиант (при отсутствии холодильных камер — мера временная и вынужденная для экипажа). И вот наступил вьетнамский государственный праздник, и экипаж решил побаловать себя свежатиной. Если у нас стараются делать так, чтобы сало было белым, то здесь — наоборот: сало должно быть кровяным. Для этого они долго и нещадно бьют поросят палками, чтобы кровь поступала в жир. После такого избиения, по мнению вьетнамцев, свинья готова, чтобы из нее сделали жаркое. Может быть, блюдо получается вкусное и заслуживающее нашего внимания. Но поросячий визг стоит в ушах до сих пор. Жутко. Однако что поделаешь: это — жизнь и вековые традиции Вьетнама. С этим следует считаться и уважать традиции страны пребывания.
Фотографии из личного архива
командира мпк-155
капитан-лейтенанта Баранова А.Н. — ныне контр-адмирала
контр-адмирал Баранова А.Н. Церемония отдания воинских почестей русским
морякам, погибшим в Цусимском сражении
Проходим Корейский (Цусимский) пролив. Построение экипажа
Экипаж мпк-155 на построении эскадры. Понедельник, 07.00 утра
Экипаж мпк-155 с командованием 17‑й опэск перед убытием в основную базу
Офицеры мпк-155 с командованием 300 днОВР
Мои ближайшие помощники - заместитель командира по политической части и помощник командира
Технический бой оценит объективная комиссия…
Собрать систему не так-то просто
Тяжело… но держаться НАДО!
Экипаж мпк-155 ..... выигрывает
Самые старшие, опытные и
мудрые — заместитель командира 17‑й опэск
по электромеханической части капитан 1 ранга Пивак А. И. и заместитель
командира 119 брНК по электромеханической части капитан 2 ранга Плесский
Б.В.
Встреча экипажа с
ветеранами — участниками Великой
Отечественнойвойны после возвращения с боевой службы