Уважаемые читатели!
По вопросу приобретения книги обращаться:
Автор: Н. Ф. Матюшин
Издательство: Кучково поле
ISBN: 9785995002116
Год: 2011
Аннотация: |
|
|
В конце XX века
были сформирована 17-я оперативная
эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен
пункт их
материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань,
принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования
было
определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил
Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение
присутствия
наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского
залива и
эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с
советским и
российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике
Вьетнам с
1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я
оперативная
эскадра кораблей Тихоокеанского флота.
Содержание
Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)
Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…
Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)
Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ
Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок
Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей
Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района
Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)
Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи
Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк
Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР
Приложение № 1 (главные строители)
Приложение № 2 (персоналии)
Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)
Приложение № 4 (рассказ Шамиля)
Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР
(Материал подготовлен полковником в отставке М. З. Нагумановым.)
11.1. Начальный этап строительства базы Камрань
В 60-х годах прошлого столетия началось активное сотрудничество Вьетнама и СССР. В этот момент благодаря техническому и финансовому содействию Советского Союза в ДРВ было построено около 300 предприятий.
Почти с нуля создана энергетическая инфраструктура страны, построены тепло- и гидроэлектростанции общей мощностью более 4000 мВт, в том числе крупнейшая в Юго-Восточной Азии ГЭС «Хоабинь». Советские специалисты построили производственные объекты в таких отраслях, как горнодобывающая, машиностроительная, химическая, пищевая, производство стройматериалов, транспорт. Советское оружие стало основой арсенала одной из самых боеспособных армий мира.
Заключенный в ноябре 1978 г. Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и СРВ придал новый импульс двустороннему советско-вьетнамскому сотрудничеству.
К началу 80-х годов на строящихся с нашей помощью объектах работало свыше 1200 специалистов и советников. Самолетами из Москвы прибывали новые кадры специалистов, что свидетельствовало о растущих масштабах экономического и технического сотрудничества наших стран.
В соответствии с межправительственным Соглашением между СССР и СРВ от 20 апреля 1984 г. и распоряжением Правительства СССР № 195 предусматривалось строительство военной базы на полуострове Камрань. Для выполнения этой задачи была создана Советская строительно-монтажная организация (СовСМО).
СовСМО непосредственно подчинялось 22-му Загрантехстрою при заместителе министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск, в оперативном плане — главному военному советнику министра национальной обороны СРВ.
До создания промышленной базы СовСМО строительство жилых зданий модульного типа, ремонт разрушенных во время войны объектов военной инфраструктуры велось до середины 1988 г. силами личного состава военно-строительного отряда Тихоокеанского флота.
Осенью 1984 г. из Ханоя на полуостров Камрань вылетела первая группа советских специалистов во главе с главным инженером СовСМО А. А. Петухом. Эту группу встретили и разместили вьетнамские военные из бюро обслуживания 4-го ВМР. В последующем всех прибывающих для работы на полуострове Камрань встречали и размещали специально назначенные люди из СовСМО.
Перед первой группой стояла задача: подготовить условия для размещения прибывающих из Ханоя специалистов и решить весь комплекс возникающих в этой связи социальных вопросов.
Отбор и направление специалистов на строительство объекта РС-3 (полуостров Камрань) осуществлял 22-й Загрантехстрой — организация, имевшая большой опыт строительства объектов за рубежом. Обязательным условием направления в загранкомандировку являлась производственная характеристика и рекомендация партийных и комсомольских организаций трудовых и воинских коллективов. Отобранные специалисты направлялись через Москву самолетами по маршруту: Москва — Ташкент — Карачи (или Бомбей) — Калькутта — Ханой — Камрань.
Во время семнадцатичасового перелета командированные специалисты и члены их семей познавали различия жизни в сравнении с другими странами. Полет из Ташкента через кипящий боями Афганистан проходил в ночное время и на большой высоте. Приземление ночью в аэропорту Карачи, где наш самолет окружали пакистанские автоматчики, не разрешавшие пассажирам выходить из самолета. Полтора часа стоянки самолета ночью во время смены экипажа под охраной, без кондиционирования и вентиляции заставляло специалистов, летевших в СРВ, переосмыслить легкое отношение к интернациональному долгу на более прагматичное и серьезное, ответственней отнестись к реальным событиям в Юго-Восточной Азии.
Обстановка оказалась такой, как нам объясняли на собеседовании в Отделе загранкадров ЦК КПСС и 22-м Загрантехстрое: Ю. П. Осадчий, Е. П. Глазунов, П. Ф. Шапошник.
В Ханое строителей СовСМО встречал заместитель главного военного советника при МНО СРВ по строительству Гений Павлович Толоконников либо его заместитель Николай Вениаминович Лазарев. В ожидании самолета помогали разместиться в гостинице, затем переправляли на аэродром Залям, откуда и улетали на полуостров Камрань.
Первый штатный состав специалистов СовСМО во главе с генеральным директором полковником А. С. Мериновым с прибытием на полуостров Камрань сразу же приступил к подготовке всего самого необходимого для активной фазы строительно-монтажных работ. Это и обустройство, и прием новых специалистов, прибывающих из Москвы, и разгрузка судов, приходящих из Одессы с оборудованием, техникой, транспортными средствами и мебелью, а главное — создание производственной (промышленной) базы.
Все поставки в СовСМО осуществляло Главное техническое управление Министерства внешнеэкономических связей СССР (до 1988 г., а с его упразднением — Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям) судами Министерства морского флота, как правило, из порта Одессы. Советская строительно-монтажная организация за период строительства приняла 138 судов и выгрузила свыше 700 тыс. т различных грузов. Штатных такелажников и грузчиков не было. К этой работе привлекали специалистов, выделяемых от каждого строительного участка по графику.
Наиболее сложной частью таких работ была выгрузка цемента — «хлеба стройки». Разгрузка цемента не в мешках, а «россыпью» осуществлялась из трюмов при жаре 40–45 градусов. Это был трудовой подвиг людей, кому небезразлична стройка и график строительно-монтажных работ. Таких людей чествовали всем коллективом на совещаниях-планерках, на собраниях всего коллектива СовСМО, через местную радиосеть и стенгазеты в общежитиях, предоставляли им дополнительный отдых и питание. В организации разгрузочных работ в порту особенно отличились специалисты: В. И. Старшинов, В. И. Гамов, В. В. Цукманов, А. И. Сухов, В. М. Савченко, С. Н. Осадчий, А. Ю. Шахов.
Те, кто хотя бы раз был в командировке в тропиках, в странах с жарким климатом, тот знает, как это не просто, а точнее — сложно разместить людей, предоставить специалистам нормальные жилищные условия, питание, режим труда и отдыха, выплатить заработную плату и перевести ее в советский банк во времена переводных рублей, произвести выплату части зарплаты в местных денежных знаках — донгах… Эти вопросы были решены.
Не менее острой проблемой для прибывших специалистов было обеспечение чистой питьевой водой. Французским и американским военнослужащим вода доставлялась танкерами. Наши специалисты на первом этапе строительства пользовались водой из местного озера после ее забора, хлорирования и отстоя в специальных емкостях. Проведенные геологические изыскания на воду дали положительные результаты. Впервые на полуострове Камрань стала добываться питьевая вода из артезианских скважин. Воду подали к пирсам на корабли, в казармы, жилой городок и для личного состава вьетнамского гарнизона — морякам 4-го ВМР, военным строителям 394-й военно-строительной бригады Министерства национальной обороны СРВ. По просьбе руководства провинции Фу Кхань специалисты СовСМО и вьетнамские военные строители проложили 11-километровый водовод «на материк». Питьевая вода с полуострова и сегодня поступает для населения провинции.
Решением этих и других вопросов социального плана постоянно занимались руководители: А. С. Меринов, В. Ф. Аистов, В. И. Ширяев, Е. П. Ведерников, Е. Д. Босов, А. Я. Щербаков, М. З. Нагуманов, Д. П. Толстых, В. С. Бочкарев, П. П. Бесценный, В. П. Войтюк, Н. Г. Довженко, А. Б. Жеребцов, Н. А. Климков, В. И. Никитин, Н. И. Коробов, М. И. Синепуп, М. П. Савченко, В. В. Цукманов, А. А. Сабанеев, Н. А. Сафронов, В. А. Синев, А. И. Сухов, В. И. Стребков, А. К. Байзулаев, В. Д. Маслихов, В. Г. Прокопенко, В. А. Цивилюк, С. А. Зайцев, А. А. Камельгак, В. И. Федорович, А. Федына, В. Кукса.
Из воспоминаний Н. Ф. Матюшина — начальника военно-политического отдела 17-й опэск в 1987–1991 гг.: «В феврале 1987 г. генеральным директором СовСМО назначен подполковник Виктор Федорович Аистов, молодой, энергичный, волевой, решительный и перспективный руководитель. Отставание от графика строительства базы Камрань по состоянию на февраль 1987 г. было тревожным. С прибытием нового генерального директора темпы строительных работ стали заметно нарастать, а уже через полгода отставание от графика строительно-монтажных работ было ликвидировано и строительство осуществлялось опережающими темпами. Одной из главных задач 1987 г. было создание промышленной базы по изготовлению железобетонных конструкций, асфальта, сантехнических и электромонтажных заготовок, пескоблоков, производства щебня различных фракций, обеспечение электроэнергией жилых городков, объектов питания, культуры, производственной базы и строек. Вялый, неинтересный ритм работы на всех объектах стройки вскоре остался позади.
Как, почему так произошло, что предыдущий руководитель стройки, имеющий большой опыт практической работы, не смог обеспечить строительство важного объекта в установленные министром обороны сроки? Ответ на этот вопрос следует искать, прежде всего, в личности руководителя и его стиле работы.
Рабочий день нового руководителя начинался в 5.00 часов утра с объезда строительных площадок, тех, которые были либо «беспокойными», где было отставание от графика, либо с осмотра «ключевых» площадок: промбазы, автобазы, растворобетонный узел (РБУ), площадок нулевого цикла. Затем следовала утренняя планерка, на которую генеральный директор прибывал с большим перечнем лично увиденных недостатков. Происходил спокойный, деловой разбор недостатков, выявленных во время объезда строительных площадок. Давались указания и задавался хороший ритм на новый рабочий день. Начальники отделов, СМУ и цехов, следуя «старшему», старались копировать его стиль, устранить выявленные недостатки и упредить их появление.
Во второй половине дня, с 16.00 часов, снова объезд, жесткий контроль за ходом строительства и такой же жесткий разговор на вечернем, в 18.00, докладе.
В таком режиме работал Виктор Федорович Аистов ежедневно. Одним из решающих факторов высокой результативности его практической деятельности явилось то, что с самого начала была хорошо организована совместная работа всех участников строительства базы Камрань: инженерно-технического и рядового состава, партийного и профсоюзного комитетов, комитета комсомола и актива женсовета. Она проводилась в атмосфере взаимного понимания и уважения каждого члена большого коллектива СовСМО независимо от его служебного положения.
Особенно напряженными были дни второй половины 1987 г. — период завершения строительства 1-й очереди и сдачи построенных объектов государственной комиссии. Осуществление постоянного контроля выполнения строительно-монтажных работ, соответствия построенных объектов требованиям проектной, сметной и нормативно-технической документации позволяло руководителям СовСМО оперативно реагировать на все отступления от Строительных норм и правил (СНиП) и нарушения производственной и трудовой дисциплины.
Для производства щебня по рекомендации начальника Главного инженерного управления ВМФ, заместителя ГК ВМФ по строительству, расквартированию и инженерному обеспечению генерал-полковника О. К. Аниканова изыскали карьер на материке, в 10 километрах от полуострова Камрань. Согласование и получение разрешения на взрывные работы с руководством провинции Фу Кхань заняло несколько дней. Сформировали бригаду взрывников, установили камнедробильную установку, поставили палатки для проживания обслуживающего персонала, и щебень различных фракций стал поступать на растворобетонный узел промбазы. Подобные, ранее не решаемые, вопросы Виктором Федоровичем Аистовым решались оперативно, смело, самостоятельно, под свою личную ответственность.
Численность специалистов СовСМО в 1987–1989 гг. (годы интенсивного строительства объектов) составляла 2400–2500 человек. К этому следует добавить 394-ю военно-строительную бригаду СРВ численностью 4500–5000 человек. Вот эти 6–7 тысяч строителей, работая ежедневно с напряжением, справились с поставленной задачей. База Камрань была построена. Как и что построено, можно увидеть по отдельным сохранившимся фотографиям. В соответствии с подписанными советско-вьетнамскими соглашениями, построенные объекты установленным порядком передавались вьетнамской стороне, после чего советские специалисты приступали к их эксплуатации на основе безвозмездной аренды.
Генеральный директор В. Ф. Аистов на производственных совещаниях, планерках, собраниях всего трудового коллектива часто повторял: «Живешь на Камрани — будь строителем!». Это было его девизом и смыслом жизни. Ритм стройки, удаленность от основной кадровой базы страны заставляли не только хорошо трудиться по основной специальности, но и осваивать вторую, смежную профессию. Кстати, эти же слова были нанесены на строительную каску, которую вручили на стройке начальнику Главного политического управления СА и ВМФ генералу армии А. Д. Лизичеву в память о пребывании на строительстве базы Камрань.
В декабре 1987 г. было сдано в эксплуатацию 440 зданий и сооружений с суммой ввода фондов 63,5 млн рублей, в 1988 г. — 28 зданий и сооружений (8,15 млн руб.), в 1989 г. — 131 здание и сооружение с суммой ввода фондов около 32 млн рублей.
В 1989 г. генеральным директором СовСМО становится подполковник Владимир Иванович Ширяев, спокойный, уравновешенный и требовательный руководитель. Принятую «эстафетную палочку» темпов строительно-монтажных работ не уронил, и к 1991 г. практически все основные объекты на полуострове Камрань были построены. Объемы строительства, приобретенный опыт работы с людьми стали трамплином для назначения В. И. Ширяева в последующем на высокие должности.
Руководители СовСМО В. Ф. Аистов и В. И. Ширяев своим личным примером, уважительным отношением к людям, какую бы должность они ни занимали, высочайшим авторитетом смогли мобилизовать многотысячный коллектив строителей на выполнение поставленных министром обороны задач и завершить строительство объектов в установленные сроки. И сегодня, встречаясь ежегодно со своими «камранцами», они ощущают теплоту и безграничное уважение к себе со стороны своих бывших подчиненных.
Июль 2010 г. В кабинете Виктора Федоровича
В 2011 г., 17 февраля, состоялась очередная встреча ветеранов — строителей Камрани. Это был интересный разговор, живое общение друг с другом. Были и те, кто прибыл в числе первых строителей базы Камрань, для которых стройка стала важной вехой в жизни, школой мужества и накопления знаний, опыта руководства коллективом в условиях нахождения на иностранной территории. Много хороших, теплых слов в адрес строителей было сказано Олегом Карповичем Аникановым, генерал-полковником в отставке, заместителем ГК ВМФ по строительству, расквартированию и инженерному обеспечению — начальником Главного инженерного управления ВМФ (1983–1993). Вспомнили наиболее важные эпизоды строительства. Услышали, например, такие детали: первый генеральный директор СовСМО, не любивший бывать на строительных площадках, часто повторял: «Власть должна быть таинственной, а стройку должен видеть главный инженер!» Прав он был или нет, но жизнь уже ответила на этот вопрос».
17 февраля 2011 г. Ветераны СовСМО снова вместе
1990год. Семья Каюмовых во время посещения кораблей эскадры
17 февраля 2011года.
Каюмов - старший с сыном – Ринатом
(учеником 3-го класса средней школы в Камрани) на встреча ветеранов СовСМО
Не могу не привести краткую характеристику, данную одним из ведущих строителей Камрани Владимиром Михайловичем Савченко, второму генеральному директору: «С Виктором Федоровичем Аистовым служить было интересно и опасно. Интересно потому, что в строительных делах он был «дока», т. е. все понимал, учил нас и помогал учиться, а опасно потому, что его не обманешь, и за любое технологическое нарушение строго спросит». Пожалуй, этим все сказано и комментарии здесь не нужны.
Специалисты СовСМО — инженерно-технический состав, мастера, сварщики, электрики, бетонщики, сантехники, асфальтоукладчики и др. в условиях тропической жары, опасности заболевания тропическими болезнями высоко держали рабочую честь, работали без грубых нарушений трудовой дисциплины, пьянства и прогулов. И не потому, что в СССР была объявлена всеобщая борьба с пьянством и алкоголизмом, и не потому, что жарко, и не потому, что могли откомандировать досрочно в свой прежний коллектив. Все работали не за страх, а за совесть. Из почти десяти тысяч специалистов СовСМО, работавших за весь период стройки, досрочно откомандировано всего лишь 22 человека. Не они определяли лицо стройки, а специалисты: начальники отделов, строительно-монтажных управлений, цехов — Г. Т. Сергин, В. А. Говорущенко, А. А. Грошев, Г. В. Несанов, С. В. Крыжановский, В. А. Докторов, С. Н. Осадчий, А. А. Михайленко, Д. А. Лагутин, М. Г. Мороз, Н. Л. Горбунов, А. П. Борулев, Н. А. Кулич, В. П. Бутаков, Ф. Каюмов, И. Тулик, А. А. Зейналов, В. Н. Куликов, Г. Садков, А. Нефедов, Б. Н. Котиков, А. П. Жеребцов, Г. Ш. Чарзавакян; рядовые специалисты — С. Сагоян, В. Моршнев, А. Андрианов, Л. Акопов, В. Самойлов, Ю. Ковальский, Н. Айдаров, С. Андреев, В. Алексейцев, М. Байков, Р. Рудык, А. Диденко, В. Измайлов, М. Петросян, Ю. Позднышев, А. Умников, Н. Космирак, В. Эйферт и др.
11.2. Строительство базы Камрань
Руководство СовСМО:
генеральные директоры:
1985–1987 гг. — полковник А. Г. Меринов,
1987–1989 гг. — полковник В. Ф. Аистов,
1989–1991 гг. — полковник В. И. Ширяев;
главные инженеры:
1984–1986 гг. — подполковник А. А. Петух,
1986–1988 гг. — подполковник Д. П. Толстых,
1988–1991 гг. — подполковник В. П. Войтюк;
заместители генерального директора по политической части:
1984–1987 гг. — подполковник Е. Д. Босов,
1987–1989 гг. — подполковник М. З. Нагуманов,
1989–1991 гг. — полковник Ю. И. Горбунов.
Строительство на полуострове Камрань велось в интересах эскадры и 4-го военно-морского района ВМС СРВ. Ввод в строй объектов капитального строительства осуществлялся в соответствии с графиком, утвержденным министром обороны СССР. Контролировали ход строительства Генеральный штаб Вооруженных сил СССР и Главный военный советник министра национальной обороны СРВ, а по линии ВМФ — начальник Главного инженерного управления ВМФ — заместитель ГК ВМФ по строительству, расквартированию и инженерному обеспечению генерал-полковник О. К. Аниканов. Олег Карпович дважды в год инспектировал ход строительства и принимал объекты как член государственной комиссии. Все объекты принимались с высокой оценкой.
Руководство СовСМО, решая производственные вопросы и вопросы социального плана, на протяжении всего периода строительства постоянно ощущало помощь и поддержку, понимание со стороны командования и политического отдела эскадры. За весь период строительства объектов на полуострове Камрань между командованием эскадры и руководством СовСМО установилось деловое взаимоуважение. Повышение боевой готовности соединений и частей эскадры, авиационного полка, как и график строительства объектов, — задачи единые и решались они вместе. Иначе и не могло быть.
Командир эскадры, начальники штаба и политического отдела постоянно выезжали на строительные площадки, наблюдали за ходом строительства и, если в этом была необходимость, вносили предложения по изменению планировки помещений, установки оборудования, планировки территории, подъезда к объектам и другим вопросам с учетом жаркого тропического климата и накопленной практики. Так было при строительстве столовой для личного состава 922-го ПМТО, столовой и казарм для экипажей подводных лодок, пекарни, Дома интернациональной дружбы, зданий штаба и политического отдела, узла связи, службы радиационной безопасности, сооружений арсенала, спортивных площадок. Всегда в таких случаях находили компромиссные и устраивающие обе стороны решения.
Всего до конца 1991 г. государственной комиссией приняты от СовСМО для эскадры, ПМТО, авиационного полка следующие здания и сооружения капитальной постройки:
— штаб эскадры;
— 7 казарм для личного состава ПМТО и экипажей подводных лодок;
— офицерское кафе;
— 2 общежития и гостиница для офицеров, мичманов и прапорщиков;
— столовая для личного состава ПМТО на 250 посадочных мест;
— столовая для экипажей подводных лодок на 250 посадочных мест;
— производственные здания для службы радиационной безопасности;
— узел связи;
— военно-морской госпиталь на 100 коек;
— стационарный склад жидкого топлива на 14 тыс. т (12 резервуаров и хранилищ);
— центральная дизельная электростанция мощностью 24 000 кВт для обеспечения электроэнергией всех объектов гарнизона и объектов СРВ на полуострове, инженерные сети, трансформаторная подстанция, высоковольтная ЛЭП;
— 2 холодильника общей емкостью 270 т для хранения запасов продовольствия;
— 2 продовольственных и 2 вещевых склада, 3 склада технического имущества;
—2 водозабора из 28 скважин: один для обеспечения водой гарнизона и один для обеспечения водой кораблей и судов;
— 2 склада для ракет и мин авиационного полка;
— ракетно-техническая база (арсенал) и расходный склад оружия (переданы вьетнамской стороне, советской стороной не принимались);
— жилищно-казарменный фонд для авиации (штаб, узел связи, казармы);
—сооружение причального фронта и акватории: к двум имеющимся стационарным причалам построено 3 плавучих причала для стоянки кораблей эскадры и швартовки судов, прибывающих из Одессы и Владивостока в интересах СовСМО;
— Дом интернациональной дружбы с кинотеатром на 400 мест;
— кинотеатр для личного состава ПМТО на 400 посадочных мест;
— АТС на 400 номеров;
— банно-прачечный комбинат;
— очистные сооружения и поля аэрации;
— два спортивных городка открытого типа;
— 16 жилых домов на 700 квартир для эскадры и авиации;
— гараж на 17 автомашин;
— здания для Военной прокуратуры и Военного трибунала;
— здание средней школы № 183 на 120 учеников, детей военнослужащих 17-й опэск и специалистов СовСМО;
— производственная база и временный жилой городок строителей СовСМО.
Произведено асфальтирование дорог (119 км), выполнены противоливневые отводные канавы.
В интересах авиации завершено дооборудование аэродрома. Возведена технико-эксплуатационная часть, штаб с узлом связи, общежитие на 76 человек, столовая на 300 / 600 мест / обедов, очистные сооружения и сети канализации, водопровода, дороги.
Примечателен такой факт. При вводе в строй комплекса очистных сооружений на ПМТО находившийся здесь член Политбюро ЦК КПВ, начальник Генерального штаба МНО СРВ генерал армии Фунг Тхе Тай попросил стакан и, наполнив его водой прошедшей очистку, в том числе и биологическую, попробовал воду. Этот случай свидетельствовал об огромном доверии у вьетнамских людей, в том числе и у руководителей самого высокого уровня, к советским специалистам, их высокому профессионализму. Боевая дружба, проверенная в годы войны за национальную независимость, подтверждалась и в мирные годы созидания. А тот стакан с водой, прошедший очистные сооружения для сброса в море, допил генеральный директор СовСМО полковник В. Ф. Аистов.
Коллективу СовСМО на всех этапах строительства помогали вьетнамские военные и гражданские строители. К строительству объектов была привлечена вьетнамская 394-я военно-строительная бригада (командир — подполковник Нгуен Тьен Лонг, политкомиссар бригады — подполковник Хо Конг Кханг, участник битвы под Дьенбьенфу в 1954 г.). Офицерский состав строительной бригады формировался в основном из выпускников советских военно-строительных училищ, горного и строительных институтов. Они выполняли одновременно роль переводчиков и организаторов работ вьетнамских строителей на всех стройках. Командиры подразделений военно-строительной бригады: Зунг, Чунг, Тиен. Теперь они — известные люди в своей стране, руководители больших строек.
За свой труд на строительстве вьетнамская сторона получала не донги и рубли, а строительные материалы: цемент, стекло, автошины, ГСМ, фанеру и т. д.
1991 г. Очередной осмотр комиссией из Москвы объединенного жилого
городка.
Слева направо: генеральный директор СовСМО подполковник Ширяев В. И.,
начальник 22‑го Загрантехстроя МО СССР генерал-лейтенант Соколов С. И.;
справа: начальник штаба 17‑й опэск капитан 1 ранга Никонов В. Н.
Охрана производственной базы и жилого городка СовСМО осуществлялась личным составом военно-строительного отряда и боевой десантной группы эскадры, а с 1988 г. — личным составом батальона охраны эскадры (командир батальона — подполковник С.А. Заливашенко).
1991 год. На переднем плане - временный жилой городок строителей - СовСМО
11.3. Открытие средней школы гарнизона Камрань
Большим событием в жизни всего коллектива строителей, как и эскадры, стало открытие средней школы № 183 на территории жилого городка СовСМО. Для этого пришлось изыскать дополнительные средства, здания, площадку для школы. Но все было сделано быстро и с желанием при личном и активном участии родителей будущих школьников. Наполняемость классов превзошла все ожидания: по два класса — «А» и «Б» — в начальных классах, в старших классах чуть меньше, но в 9-м и в 10-м классах занятии проводились. Педагоги — учителя средних школ из разных городов СССР. Директор школы — Надежда Стерликова, например, прибыла из г. Энгельса Саратовской области. Все они командированы 22-м Загрантехстроем Министерства обороны СССР.
Директору, всему педагогическому коллективу школы всегда оказывалась помощь со стороны партийного и профсоюзного комитетов СовСМО, командования и политического отдела эскадры. Шефами школы стали морские пехотинцы отдельного батальона охраны, дислоцированного рядом, и экипаж подводной лодки. В основе шефской работы с детьми была информационно-пропагандистская деятельность, военно-патриотическое воспитание будущих защитников Отечества и пропаганда здорового образа жизни. Опытные офицеры батальона проводили различные занятия в школе и на своей учебной базе, показывали приемы рукопашного боя, учили десантироваться с БТРов, занимались строевой подготовкой. Венцом таких занятий было прохождение торжественным маршем на плацу эскадры в дни государственных праздников.
Август 1989 года. На открытии средней школы № 183
выступает подполковник Нагуманов Медхат
Сентябрь 1989 года. Перед учащимися средней школы выступает помощник начальника политического отдела эскадры по комсомольской работе
капитан-лейтенант Клименко Геннадий
Ученики 3 класса средней школы гарнизона Камрань
(фото из личного архива ученика 3 класса Рината Каюмова)
Ученики 3-го класса средней школы гарнизона Камрань
(фото из личного архива ученика 3 класса Рината Каюмова)
11.4. Строим хорошо… и отдыхать умеем
Большую помощь руководству СовСМО оказывали партийная, профсоюзная и комсомольская организации. Авторитет указанных организаций там, за границей, вдали от родных и близких, был высоким. Прежде всего, потому что работали партийные, профсоюзные и комсомольские активисты нестандартно, без надоевшей всем показухи, а живо и интересно в тесной увязке с задачами, стоящими перед всем коллективом стойки и решением задач социального плана. Такими активистами были секретари партийного комитета стройки подполковники В. С. Бочкарев и Н. Г. Довженко (в разные годы), секретари профсоюзного комитета Н. А. Климков и В. И. Никитин, вожаки молодежи Юрий Зубков, Гусман Рахимов, Юрий Хватов, Валерий Марченко, Валерий Финогенов, Александр Дударев.
Напряженная работа на всех участках строительства требовала и такого же активного отдыха. И в этой сфере деятельности специалисты СовСМО получали огромный заряд положительной энергии. Культурно-просветительную и политико-воспитательную работу целеустремленно проводили профсоюзный и партийный актив, женсовет и спортивны комитет. Но начинать надо было с доставки свежих газет и журналов из советского Посольства в Ханое, с теле- и радиовещания, строительства столовой, клуба, спортивных площадок по видам спорта.
Столовую, кафе, клуб, спортивные площадки построили. Кабельное телевидение, как и на площадке № 5 — месте временного проживания членов семей эскадры, подключили без особых проблем. А вот, чтобы принимать телевизионные программы из Москвы через спутник, пришлось руководству СовСМО совместно с политическим отделом эскадры обращаться к начальнику Главного политического управления СА и ВМФ и начальнику войск связи Министерства обороны СССР. Просьбу удовлетворили: приемная аппаратура спутникового телевидения была доставлена на полуостров Камрань самолетом, а телеантенну (8-метровую чашу с определенным углом наведения) сварили специалисты по образцу, сделанному ранее на эскадре, установили рядом с клубом СовСМО и настроили на советский спутник. Это был хороший подарок и праздник для всех.
В жизни большого коллектива СовСМО ни одно мероприятие социального плана не обходилось без участия и влияния актива женсовета (Тамара Акопова, Ирина Миленина, Елена Поленова, Ирина Андреева, Елена Байкова, Любовь Андрианова, Надежда Стерликова, Любовь Демина, Надежда Фехердинова, Нина Поликарпова). Это и организация выходного дня, экскурсии по Вьетнаму, концерты художественной самодеятельности, школьные занятия и организация отдыха детей в пионерском лагере в бывшем летнем дворце императора Баодая под Ханоем и многое-многое другое.
Всем запомнились подготовленные совместно с педагогами школы детские утренники, на которые приглашались и вьетнамские строители. На киноплощадке вместимостью 1000 мест выступали дети, школьники, женский ансамбль песни и пляски СовСМО. Их по-настоящему деловая работа приносила людям радость и была, безусловно, востребована.
Проводившиеся регулярно спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, большому и настольному теннису, легкой атлетике собирали немало зрителей, укрепляли здоровье участников состязаний.
В 1987 г. во Вьетнаме, как и в СССР, широко отмечали 70-летие Октябрьской революции. Во всех трудовых коллективах советских специалистов выступали вьетнамские ветераны войны, ветераны партии и творческие коллективы с концертами.
1 августа 1987 г. на киноплощадке СовСМО состоялся концерт звезд вьетнамской эстрады. Популярная певица Ай Ван исполнила на русском языке советские песни «Миллион алых роз», «Луна, луна», а певец Мин Дык — капитан Министерства национальной обороны СРВ — исполнил песню «Россия — Родина моя». Поразили своим актерским мастерством и костюмами танцевальная пара Выонг Линь и Данг Хунг, которые со сцены под аплодисменты произнесли по-русски: «Не забывайте нас, дорогие советские друзья. Мы вас будем помнить всегда!»
18 октября 1987 г. состоялся совместный концерт вьетнамских артистов и танцевальной группы коллектива СовСМО. В исполнении профессиональных артистов Тханг Тханг и Ми Ханг прозвучали песни «Сверкающая капля дождя», «Цвета чистого заката». Тан Мин исполнил песню «Пламя в степи», а группа «Сверкающая звезда» восхитила всех светомузыкальными эффектами.
Встречи с вьетнамскими строителями, профессиональными артистами дарили радость, поднимали настроение строителей СовСМО и членов их семей.
Незабываемыми останутся в памяти специалистов СовСМО веселые дни подготовки и празднования Тэт — Нового года по восточному календарю.
Тэт имеет древнейшую историю, как и сама страна Вьетнам. В Тэт люди возвращаются к своим истокам, предкам. Все стараются вернуться домой хоть с расстояния в тысячи километров, чтобы обязательно быть дома, в кругу семьи. Это совершенно особое состояние людей, когда, кажется, что все плохое и грустное осталось позади, в старом году, а новый год принесет только все хорошее и доброе. Конечно же, строители поздравляли своих вьетнамских коллег с этим праздником, дарили им цветы и подарки. А праздничные фейерверки сверкали в темном ночном вьетнамском небе несколько дней.
С той поры прошло более 20 лет. Здесь, в Москве, ветераны СовСМО ежегодно встречаются, вспоминают добрым словом вьетнамских друзей и советских, российских моряков, с которыми вместе встречали праздники, вместе отдыхали, трудились, служили. Все вместе делали одно большое и важное для той советской страны дело. И делали хорошо. Многим хотелось бы вновь там побывать. И бывают! Но теперь уже прилетают с другой целью — на отдых в Ня-Чанг.
12 декабря 2009 г. первым прямым рейсом из Шереметьево в международный аэропорт Камрань прилетела семья М. Савченко. Такой подарок сделал своей жене Альжбетте, бывшей сотруднице СовСМО, на ее юбилей Михаил Савченко — начальник технической инспекции СовСМО. Отдыхали в прекрасном отеле в курортно-туристическом центре Ня-Чанг.
12 декабря 2009 г. Первые пассажиры первого прямого рейса
Шереметьево — Камрань — ветераны СовСМО: Альжбетта Савченко.
Съемку ведет М. Савченко в международном аэропорту Камрань
11.5. Строительно-монтажное управление № 7 (СМУ-7)
(Воспоминания бывшего
начальника СМУ-7 СовСМО, ветерана труда, ветерана космодрома Байканур,
заслуженного работника ЧССР,
почетного строителя г. Кишинева, мастера спорта СССР
Александра Александровича Гнилякова.)
СМУ-7 — субподрядный участок, организованный для обеспечения всех строительных объектов, а их было построено 126, всеми инженерными коммуникациями, промышленной вентиляцией и насосными станциями.
Для производства работ по инженерным сетям и коммуникациям вьетнамская сторона специалистов в этой области строительства не имела, поэтому укомплектовано СМУ-7 было только советскими специалистами.
Это были лучшие из лучших специалистов в этой области бывшего Советского Союза.
Я прибыл на Камрань в 1988 г. на должность мастера с должности в Союзе начальника кишиневского специализированного управления ГлавУКСа ВЦСПС. За шесть месяцев работы был повышен в должности от мастера до начальника СМУ-7.
В 1988 г. в СМУ-7 работали 96 специалистов, прибывших из разных мест: Риги (Латвия), Минска, Гомеля (Белоруссия), Киева, Одессы, Котовска (Украина), Кишинева (Молдавия), Еревана (Армения), Российской Федерации — от Северодвинска до Владивостока. В СМУ работали представители 14 национальностей. Работали в отрыве от семьи, так как специалист, прибывший на срок в один календарный год, считался командированным, поэтому пребывание семьи вместе с ним не предусматривалось.
СовСМО по своей специфике — организация военная, и все руководители были военные. По какой-то случайности СМУ-7 было чисто гражданской организацией, но подчиненной военным правилам и воинским уставам, которые и предопределяли за границей жизненный уклад гражданских лиц по армейскому образцу. Перестройка жизненного уклада из гражданского в военный происходила довольно быстро и без особых затруднений благодаря работе партийной организации и руководства СовСМО.
Коллектив СМУ-7 стал передовым СМУ из двенадцати имевшихся по штату строительно-монтажных управлений в СовСМО, неоднократно был победителем по результатам социалистического соревнования, единым дружным коллективом.
Сейчас такое понятие как социалистическое соревнование воспринимается с какой-то иронией, но в той нашей ситуации — жизни на полуострове — являлось очень серьезным рычагом для выполнения поставленных задач, повышения производительности труда. Объяснялось все очень просто.
Советские специалисты после заключения договора о заграничной командировке ехали работать во Вьетнам, что греха таить, чтобы улучшить свое материальное положение, решить квартирный вопрос и т. д. Они сознательно ехали в незнакомый мир, чтобы работать там. Их ожидали невыносимые климатические и природные условия, царившие в прибрежных районах Вьетнама: 50-градусная жара, небо — без единого облачка круглый год, земля выжжена напалмом и напичкана минами и американскими шариковыми бомбами, все живое — ядовитое, как на земле, так и в море, цветы — и те ядовитые. Но зачастую получалось так, что «заграницу» специалисты видели только в аэропорту Шереметьево — в дьюти-фри. А затем перелет по маршруту Москва — Ташкент — Карачи — Калькутта (из самолета не выпускали) — Ханой; в аэропорту Ханоя уже был готов самолет на Камрань.
Полуостров закрытый, выход на материк строго воспрещен. Прошел год. Конец командировки. И такая же картина, но только в обратном порядке. И опять «заграница» в дьюти-фри.
Совсем другая картина для специалистов — победителей социалистического соревнования и рационализаторов. В воскресенье, а это единственный нерабочий день, для этой категории специалистов выделялся автобус на экскурсии по городам Вьетнама — Ня-Чанг, Далат, Хошимин, Дананг и т. д., где можно было купить все, что душе угодно, а душе угодно было многое — в Союзе тогда беспробудно господствовал дефицит. Посидеть в кафе или ресторане, выпить пивка и некоторое время забыть о «сухом законе», царившем на полуострове, было вожделенной мечтой 2500 здоровенных и одиноких мужиков. Да и приобщение к культуре вьетнамского народа тоже не последнее место занимало в их жизни. А чтобы получить доступ к этим благам, надо было быть в списке элиты специалистов. Так что рычаг соцсоревнования приносил поразительные результаты и в поведении, и в работе: 126 объектов военно-морской базы были построены не за шесть лет, как предусматривалось планом, а за три года и четыре месяца.
Условия труда были действительно тяжелейшие, а особенно на наружных сетях, на солнцепеке в траншее или котловане. А каково было сварщику восемь часов работать в брезентовой робе да еще дышать ядовитым газом? Я вам честно скажу — все это далеко не каждому под силу, это могли делать люди с железным здоровьем и стальными нервами.
Работали звеньями, чтобы как-то сберечь здоровье специалистов: неделю — на наружных сетях (а их было смонтировано 86 километров), неделю — на объект под крышу, там тоже не сахар, но можно от солнца укрыться, хотя можно и угодить под рой москитов. Укус этой малюсенькой мошки — и тропическая лихорадка обеспечена. Я испытал эту «прелесть» на себе, еле откачали. Неделю температура — 41 градус, каждая косточка в теле отдает страшнейшей болью. Лекарств и противоядий от этой заразы на полуострове не было. Так что повезло, спасибо врачам и супруге, которая не отходила от меня ни на минуту. Поэтому с особой тщательностью была организована работа по соблюдению правил техники безопасности на монтаже.
С глубоким уважением и теплотой в душе хочу выразить от специалистов СМУ-7 благодарность нашим партнерам — строителям 394-й военно-строительной бригады Вьетнама в лице ее командира подполковника Нгуен Тьен Лонга, политкомиссара подполковника Кханга, начальника штаба майора Александра (не помню его вьетнамской фамилии), с которыми мы совместно строили военно-морскую базу Камрань, а также моему переводчику капитану Хану, воевавшему во Вьетнаме и Лаосе.
Почти все офицеры бригады учились в Советском Союзе, и у них были еще и русские имена.
Трудолюбие, отношение друг к другу вьетнамцев до сих пор поражают, их общее стремление к лучшей счастливой жизни, и это не голые слова. Прибыв во Вьетнам в 1988 г., я редко видел вьетнамца на велосипеде; они не могли себе позволить такую роскошь, хотя это их любимый национальный транспорт. А в 1991 г., уезжая домой, я тоже редко видел вьетнамца на велосипеде, потому что они все ездили (а это всего-то через три года) на японских «хондах». Сотрудничество, совместная работа на строительстве дало вьетнамской стороне и народному хозяйству Социалистической Республики Вьетнам обученных, квалифицированных, порядка 20 тысяч, специалистов строительных специальностей; это только по нашей стройке. Когда мы уезжали, у наших партнеров по совместной работе были слезы на глазах…
С той поры прошло 20 лет. Анализируя проделанную работу, как на стройке, так и в подготовке вьетнамских специалистов для народного хозяйства Вьетнама, осознаешь, что мы действительно совершили героический подвиг. Обидно за то, что об этом трудовом подвиге почти никто не знает.
В 1998 г. я был в Америке на чемпионате мира по баскетболу как ветеран сборной команды Республики Молдова. На церемонии закрытия среди почетных гостей были два американских летчика, которые воевали во Вьетнаме. Кто-то из нашей команды сказал американцу, что у нас в команде есть «вьетнамец». Его это настолько удивило, что он пригласил корреспондентов, освещавших чемпионат. Первый вопросом был: «Вы воевали во Вьетнаме?» Ответ: «Нет, мы не воевали, а восстанавливали то, что вы разрушили своей войной во Вьетнаме, и дали возможность после двадцатилетней войны народу перейти к нормальной мирной жизни». И еще один каверзный вопрос: «О наших героях Вьетнама знает вся Америка (убивали, жгли напалмом женщин и детей). Они — очень уважаемые люди, находятся почти на полном государственном обеспечении. А вы тоже у себя на родине герои? К вам на вашей Родине такое же уважение, как и у нас? Вы в своем роде совершили трудовой подвиг». (Кстати, американцы очень информированы о ситуации во Вьетнаме после ухода оттуда американских войск.) Ответ: «Ну, конечно, даже еще почетнее!»
Я своему внуку дал поручение, а он учится на третьем курсе Академии по туризму и спорту, опросить студентов, знают ли они, где находится Камрань? Примерно, из ста человек опрошенных только двое ответили: один — что Камрань находится где-то на Сахалине, второй — на Курилах, остальные понятия не имеют.
По возвращении из Вьетнама в Советский Союз, в Москву, нужно было первым делом получить партийный билет в ЦК КПСС. Перед отъездом в командировку мы его сдавали на хранение. Там мне ответили, что партийный билет я получу по месту жительства, и спросили адрес райкома партии, куда переслать, ждите вызова в райком.
С первым делом вопрос решен.
Перейдем ко второму, вроде бы простому вопросу: получить свою, кровно заработанную плату в долларах США за три года работы, казалось, пустяк — зарплата начислена, документы на руках, приди во Внешэкономбанк СССР и получи ее. Но все стало понятно при подходе ко Внешэкономбанку. Очередь — в тысячу человек, запись; каждый час перекличка, днем и ночью. Первые стоят уже трое суток. Перестройка. Банк на грани банкротства. Денег нет; инвалютный рубль очень подорожал. Кто-то сказал: чтобы деньги не пропали, идите в «Березку», по вашим документам там можно приобрести что-нибудь. Помчались в «Березку». Руководство магазина «Березка» Внешэкономбанку не верит и товары по его документам не отпускает. Да и что там можно было купить: галстук «версачи», детскую игрушку, а маленькая швейная машинка — 1230 долларов США, это стоимость легковой советской автомашины.
Долго и неприятно описывать эту мерзость — наглое воровство Внешэкономбанком (по другому и не назовешь) честно заработанных денег у патриотов страны, работавших за рубежом по всему миру. Ведь посылали работать за рубеж лучших из лучших. Удалось через другой банк вытащить 420 долларов США — это за три-то года работы. Почти 12 долларов в месяц. Достойная зарплата начальника СМУ: 50 центов в день. А моя жена, проработав два года, вообще ничего не получила. Поэтому при нынешних запросах сделать то, что мы сделали, невозможно по той причине, что вряд ли найдется в мире дипломированный специалист со стажем работы 25 лет, который согласится работать в таких условиях за 50 центов в день.
Вернувшись домой, в Кишинев, нужно было устраиваться на работу. Семейные проблемы решить не удалось. А как партийный билет? Партийная организация требует строго выполнять партийную дисциплину и встать на учет, а я и заместитель управляющего трестом «Молдкурортстрой» — без партийного билета. В райком партии билет еще не пришел. Послали запрос, с партийной организацией вопрос о дисциплине уладили. Прошло какое-то время, точной даты назвать не могу (столько лет прошло), позвонили из райкома партии: пришел наконец-то мой партийный билет. Бросив все дела, помчался в райком, не хотелось быть нарушителем партийной дисциплины. В отделе партийного учета сказали: да, партийный билет пришел, но вы — должник. Заплатите партвзносы за три года в размере 368 рублей (по тем временам это зарплата министра строительства Молдавии) и получите билет. А это было в 16 часов, и у меня при себе таких денег не было. Я сказал завсектором, что сейчас быстро съезжу домой, возьму деньги и постараюсь вернуться в райком партии до окончания рабочего дня. Ура!!! Успел!!! Заплатил!!! Получив билет, доложил по телефону секретарю партийной организации, чтобы он вычеркнул меня из списка нарушителей партийной дисциплины.
А на следующее утро, в 6.00, позвонил начальник УКСа Молдсофпрофа Я. П. Войнов: «В 8 часов встречаемся на квартире у первого секретаря ЦК Коммунистической партии Молдавии Георгия Есидоровича Еримея». Причину не объяснил и положил трубку.
Приехало нас трое: я, Я. П. Войнов и мой управляющий трестом «Молдкурортстрой» В. Ф. Светличный. Поздоровались. У всех хмурые лица. Я вопросов не задаю. Заходим в квартиру. Сразу обратил внимание — при входе во двор всегда дежурили два милиционера, сейчас — ни одного. Странно. Открыл дверь Георгий Есидорович. И он, и его жена — оба «без лица». Всю драму я описывать не буду. Но только здесь, из первых уст руководителя всеми коммунистами Молдавской ССР, я узнал, что Коммунистической партии больше нет. Представьте мое состояние, состояние рядового коммуниста, которому вдруг открылось, что даже первый секретарь ЦК республики не знал, что у нас делается в партии? Моя реакция на известие о прекращении деятельности КПСС была философской. Я вспомнил вчерашний день. И с чувством гордости утешил себя, что я, наверное, единственный коммунист из всех членов КПСС, заплативший рекордную сумму партийных взносов в последние часы (а, может, и минуты) существования нашей родной Коммунистической партии!
Интернациональный долг напомнил о себе при оформлении пенсии. Процедура не из приятных, когда ты со стажем в 40 лет попадаешь к «собесной» девчонке и отчитываешься перед ней за всю свою трудовую жизнь. Нужны кучи справок, запросов, масса времени и нервов. А результат? Время работы за границей: три года — во Вьетнаме, до Вьетнама — три года в ЧССР (Центральная группа войск, г. Миловицы), итого — шесть лет.
Оказывается, при расчете заработной платы вся иностранная валюта, что мы получали — чешские кроны, вьетнамские донги, доллары США, в расчет пенсии не входит, а входит только заработанная плата в рублях. А заработанная плата инженера в рублях, кем бы ты ни работал за границей, — 130 рублей в месяц. И бесполезно объяснять, что заработная плата была в двух, а во Вьетнаме в трех валютах, подоходный налог, партийные и профсоюзные взносы платились из всех валют. Так почему для расчета пенсии идут только 130 рэ? Ответ: «А вы, дорогой вы наш, выполняли интернациональный долг!» А интернациональный долг бесценен, нет ему цены.
В результате мой интернациональный долг со мной останется на всю жизнь. Особенно о нем вспоминаешь, когда получаешь пенсию: моя жена проработала 25 лет, должности выше старшего инженера в трудовой карьере не было, а пенсии у нас одинаковые.
Оказывается, по глубокому убеждению нынешних бюрократов, интернациональный долг — это моя инициативная гражданская обязанность как частного лица. Что я был должен ЧССР? За три года работы в Чехословакии мы построили множество объектов: жилье, военные объекты, объекты социального назначения, инженерные сооружения, 18 телевизионных станций. Все это досталось потом народному хозяйству ЧССР. Тогда я был заместителем начальника монтажного отдела строительных частей Центральной группы войск, временно находившихся в ЧССР. Чешские товарищи оценили мой труд, наградив медалью заслуженного работника Чешской Республики.
Вьетнам и Камрань — это не только военно-морская база, это целая народнохозяйственная структура государства. Это порт, международный аэродром, который обслуживает туристов со всего мира, рабочие места. Камрань была маленькой деревенькой, да и деревенькой-то можно назвать с натяжкой. Как они там жили — уму непостижимо. У них даже не было на материке пресной воды. Когда мы им построили ко Дню Республики насосную станцию и водопровод, снабдив полуостров и соседнюю провинцию нормальной питьевой водой, — это был для вьетнамцев большой и радостный праздник. Сейчас — это нормальный районный процветающий центр. Вьетнамские товарищи оценили мой труд, наградив меня двумя грамотами, так что и Вьетнам мне ничего не должен.
Я ни в коей мере не принижаю достоинства других специальностей, но строитель — это единственная специальность, которая создает государству материальные ценности. Строителей нет в живых, а государство за построенные объекты ежесекундно, ежеминутно получает деньги и материальные блага за их труд.
И несмотря на все те огорчения и неприятности, пережитые нами у себя на Родине за выполнение интернационального долга в Республике Вьетнам, мы с женой — Ларисой Васильевной Гниляковой (а она тоже трудилась на строительстве) очень часто вспоминаем нашу работу в этой дружественной стране и считаем, что в нашей совместной трудовой жизни это были лучшие годы. Даже воспоминания о тех временах привели к тому, что в 2009 г. мы слетали во Вьетнам, приземлились на наш аэродром, поселились в отеле в Ня-Чанге. Хотели побывать на базе, я даже взял свои грамоты, но нас туда не пропустили, так как нужно иметь специальное разрешение правительства. Но это никак не испортило настроение нашего краткосрочного пребывания. Находясь среди друзей, видел их счастливые, улыбающиеся лица, где бы ни был. У нас на Родине этого нет, повсеместно все лица хмурые и озабоченные. С гордостью и теплотой в сердце мы понимали, что в сегодняшнем счастье этого народа есть и маленькая частица нашего труда, коллектива СовСМО.
Процветай, Вьетнам, процветай, Камрань! Мы, советские специалисты Советской строительно-монтажной организации, рады за вас!
С уважением, бывший начальник СМУ-7 СовСМО, Вьетнам, Камрань, ветеран труда, ветеран космодрома Байканур, заслуженный работник ЧССР. Почетный строитель города Кишинева. Мастер спорта СССР.
Гниляков Александр Александрович
Тел/факс: 8-499-735-52-50; моб. Тел.: 8-916-977-26-03
E-mail: Lor4ek@mail.ru
Фотографии из личного архива А. Гнилякова