Уважаемые читатели!
По вопросу приобретения книги обращаться:
Автор: Н. Ф. Матюшин
Издательство: Кучково поле
ISBN: 9785995002116
Год: 2011
Аннотация: |
|
|
В конце XX века
были сформирована 17-я оперативная
эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен
пункт их
материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань,
принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования
было
определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил
Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение
присутствия
наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского
залива и
эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с
советским и
российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике
Вьетнам с
1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я
оперативная
эскадра кораблей Тихоокеанского флота.
Содержание
Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)
Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…
Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)
Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ
Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок
Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей
Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района
Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)
Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи
Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк
Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР
Приложение № 1 (главные строители)
Приложение № 2 (персоналии)
Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)
Приложение № 4 (рассказ Шамиля)
Глава 12. Завершающий этап 23-летнего советского и российского военно-морского присутствия на полуострове Камрань
12.1. Расформирование 17-й опэск
В труде «Главный штаб ВМФ. История и современность. 1696–1997гг.» говорится, что в 80-е годы прошлого столетия «…Военно-морской флот СССР вступил в зените своего могущества, но с грузом проблем, обусловленных нарастанием кризисных явлений в плановой экономике и в жизни советского общества. Несмотря на это, высшее военно-политическое руководство страны и командование Вооруженных сил уверенно смотрели в будущее, полагая, что соперничеству с Соединенными Штатами альтернативы нет»[1].
Свою историческую задачу отечественный флот выполнил именно в период «холодной войны». Военно-морской флот не допустил никаких поползновений на нашу государственность. Не допустил своим потенциалом, силой и мощью. Иначе, как показывают последние события, мы бы поплатились так же, как Сербия, Ирак, Афганистан…
Однако в конце 1988г. все чаще и громче стали раздаваться голоса на собраниях, митингах и в открытой печати о непомерных военных расходах СССР, о том, что наша страна втянута в изнурительную и разорительную гонку вооружений. Действительно, военно-стратегический паритет между СССР и США был достигнут, а вот экономического паритета между нашими странами, странами — членами Варшавского договора и странами, входившими в НАТО, не было. По основным экономическим показателям государства Варшавского договора уступали странам НАТО в 2,6 раза, а странам НАТО и Японии — в 3,2 раза. Такая разорительная гонка вооружений привела нас в тупик. Очевидно, что государственный бюджет СССР необходимо было перераспределять в сторону увеличения финансирования гражданских отраслей.
21 марта 1989г. Президиумом Верховного Совета СССР принимается Указ «О сокращении Вооруженных сил СССР и расходов на оборону в течение 1989–1990гг.», определивший сокращение Вооруженных сил на 500 тыс. человек и форсированный вывод советских частей из европейских и других социалистических стран. Предполагалось существенно уменьшить расходы на оборонные нужды по государственному бюджету.
19 января 1990г. в газете «Правда» на странице 5 была напечатана короткая заметка «Брифинг в пресс-центре МИД СССР», в которой говорилось:
«На брифинге в пресс-центре МИД СССР 18 января было оглашено заявление представителя МИД СССР следующего содержания:
В рамках объявленных ранее мероприятий по уменьшению численности советских Вооруженных сил в восточной части территории страны, переводу их на сугубо оборонительную структуру и в азиатско-тихоокеанском районе Советский Союз по согласованию с вьетнамской стороной приступил к сокращению своего присутствия в порту Камрань. В конце 1989 года осуществлен вывод оттуда самолетов МиГ-23 и Ту-16.
В настоящее время на аэродроме Камрань остается авиаотряд переменного состава (6–10 самолетов).
Советская сторона надеется, что эти действия послужат делу ослабления военно-политической напряженности, укреплению климата взаимного доверия в азиатско-тихоокеанском регионе» (курсив мой. — Авт.).
Коротко и ясно. Но не совсем. Кто принимал такое важное решение, на каком уровне? Ни одной фамилии, ни одной инстанции, принявшей решение оставить только что уже построенную военно-морскую базу. Не трудно догадаться, зная, кто возглавлял тогда МИД СССР, как и на каком уровне принималось такое решение. Что-то не вписывается все это в концепцию перестройки в плане гласности. Американцы не ушли из своих баз в Японии и Южной Кореи, и не видно, чтобы они за прошедшие 20 лет с той поры потеряли «доверие в азиатско-тихоокеанском регионе».
1 ноября 1991г. 17-я опэск кораблей ТОФ была расформирована.
В ночь с 30 октября на 1 ноября 1991г. самолетом убыла в г. Владивосток первая группа офицеров (с семьями) расформированных штаба, политического отдела и подразделений эскадры. Остальная часть офицеров и мичманов убыли во Владивосток в начале ноября на госпитальном судне «Обь». Надводные корабли и подводные лодки уходили из бухты Камрань в пункты дислокации своих соединений в соответствии с планом-графиком расформирования эскадры.
Большие неудобства вызвала эвакуация в осеннее-зимний период кораблей малого водоизмещения: малых противолодочных кораблей, ракетных кораблей, артиллерийских катеров, тральщиков, торпедолова, пожарного катера, судна хранения.
12.2. Расформирование 922-го ПМТО
С ноября 1991г. по декабрь 1991г. в бухте Камрань базировалась передислоцированная из Индийского океана 8-я опэск ВМФ, которая в январе 1992г. также убыла во Владивосток. Командиром 8-й опэск кораблей ВМФ был назначен с 1 ноября 1991г. вице-адмирал Н.Н.Береговой.
С января 1992 по октябрь 1993г. в Камрани дислоцировалась 119-я отдельная бригада разнородных кораблей и судов (обрркс).
С октября 1993г., когда 119-я обрркс была сокращена, оставшиеся части и подразделения переподчинили командиру 922-го ПМТО.
Основная часть военных объектов (причальный фронт, портовые сооружения, складские помещения, хранилища, другие элементы военной инфраструктуры) в этот период по мере высвобождения планово передавались вьетнамской стороне в постоянное пользование. Каждый объект передавался по акту фактической оценки технического состояния объекта.
В январе 1995г. в соответствии с директивой начальника Главного штаба ВМФ проведено очередное сокращение численности нашего военно-морского присутствия.
922-й ПМТО был переведен на новые штаты:
— управление 922-го ПМТО;
— финансовая служба;
— продовольственная служба;
— вещевая служба;
— зональный узел связи;
— склад горюче-смазочных материалов;
— объединенный склад;
— автомобильный взвод;
— банно-прачечный комбинат;
— военная комендатура;
— авиакомендатура;
— отделение морской инженерной службы;
— отдельная рота охраны;
— санитарно-эпидемиологическое отделение;
— пожарный расчет;
— отдельные части и подразделения, подчиненные командиру ПМТО в гарнизонном порядке:
— полевое учреждение Центрального банка РФ;
— Военная прокуратура;
— особый отдел;
— Военно-морской госпиталь;
— средняя школа №183.
1996 год. Заместитель Министра обороны РФ генерал армии Топоров В.М.– глава военной делегации ( в центре ) и советник ГК ВМФ генерал-полковник Аниканов О.К. (справа) осматривают военную инфраструктуру базы Камрань для выработки предложений Министру обороны РФ о перспективах дальнейшего пребывания Российского ВМФ на полуострове Камрань
1996 год, база Камрань. Генерал армии Топоров В.М. – заместитель Министра обороны РФ и генерал-полковник Аниканов О.К. – советник ГК ВМФ с руководством Генерального штаба Министерства Национальной обороны СРВ обсуждают вопросы возможности дальнейшего пребывания Российского ВМФ на базе Камрань.
5 февраля 1996г. командующий Тихоокеанским флотом адмирал И.Н.Хмельнов прибыл на полуостров Камрань для разбора авиационной катастрофы и проверки положения дел в 922-м ПМТО. Приближался 2004г. — год окончания действия межправительственного Соглашения между СССР и СРВ об использовании бухты и полуострова Камрань в интересах Военно-морского флота Российской Федерации и надо было решать, что делать дальше. Предложения об использовании военной базы Камрань были доложены главнокомандующему ВМФ адмиралу флота Ф.Н.Громову.
В тот же год в военную базу Камрань прибыла военная делегация Генерального штаба ВС РФ во главе с заместителем министра обороны генералом армии В.М.Топоровым в сопровождении советника ГК ВМФ генерал-полковника О.К.Аниканова с целью выработки предложений для принятия решения высшим военно-политическим руководством страны о дальнейшем использовании всех построенных Советской строительно-монтажной организацией объектов военной инфраструктуры.
В 1998г. Ханой напомнил Москве о том, что срок аренды Камрани истекает в 2004г., и предложил продлить ее с ежегодной арендной платой в 300 млн долларов.
В то же время Китай и США предлагали за аренду Камрани 500 млн долларов.
В 2001г. высшее военно-политическое руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать корабли и береговые подразделения Военно-морского флота России (922-го ПМТО).
Объекты,
находившиеся в эксплуатации 922-го ПМТО
(по состоянию на март 2001г.)
№ п/п |
Наименование объекта |
Состав объекта |
Примечание |
||||
1 |
жилой городок авиагарнизона |
жилой дом 48-кв. — 6 зданий; жилой дом 42-кв. — 5 зданий; трансформаторные подстанции №7, №8, №9 — 3 ед. |
4 зд. — нежилые (свободные); все здания 922-го ПМТО |
||||
2 |
жилой городок ПМТО |
жилой дом 17-кв. — 4 здания; жилой дом 22-кв. — 3 здания |
|
||||
Объекты ПМТО |
|||||||
1. |
производственно-бытовая зона ПМТО |
1. пекарня; 2. офицерское кафе с магазином; 3. кинотеатр на 400 мест; 4. матросская столовая на 250 посадочных мест; 5. банно-прачечный комбинат; 6. центрально-распределительный пункт №4 с встроенной; трансформаторной подстанцией; 7. трансформаторная подстанция №2; 8. трансформаторная подстанция №5. |
|
||||
2.
|
казарменно-административная зона ПМТО |
1. казарма на 100 чел. с управлением; 2. школа №183; 3. казарма узла связи на 150 чел. |
|
||||
3. |
хозяйственно-складская база ПМТО |
1. верхний холодильник №1 и овощехранилище; 2. нижний холодильник №2 на 150 т с градирней и резервуаром на 500 куб. м; 3. склады тех. имущества типа СРМ-10 на 8 т — 4 шт.; 4. склады тех. имущества типа СРМ-5 на 4 т — 2 шт.; 5. трансформаторная подстанция №3; 6. склад имущества на 100 т; 7. склад имущества на 300 т; 8. склад технический на 1700 т; 9. здание АТС; 10. КПП №2. |
|
||||
4. |
объединенный автогараж |
1. здание пункта технического обслуживания для ремонта машин; 2. гараж-навес на 12 автомобилей; 3. заправочный пункт; 4. бетонная площадка автопарка; 5. дизельная АС ДА-60 кВт. |
|
||||
5.
|
склад жидкого топлива |
1. резервуар дизтоплива на 1000 куб. м — 8 шт.; 2. резервуар для авиакеросина — на 1000 куб. м — 5 шт.; 3. резервуар для дизтоплива на 100 куб. м — 7 шт.; 4. резервуар для бензина на 100 куб. м. — 8 шт.; 5. насосная станция; 6. хранилище тех. имущества; 7. тарный склад масла; 8. навес для пустых бочек; 9. резервуар для воды на 100 куб. м— 6 шт.; 10. служебное здание; 11. навес пожарного депо; 12. заправочный пункт; 13. трансформаторная подстанция; ЗТП №1. |
|
||||
|
техническая зона УС |
1. навес-эллинг — 3 шт., 493 кв. м; 2. бетонная площадка тех. зоны — 14,517 тыс. кв. м; 3. помещение ДПНУС (дежурного помощника начальника узла связи. — Ред.) и технический склад; баня — 2 здания; 4. подъездная дорога, виадук; 5. трансформаторная подстанция. |
|
||||
|
Военно-морской госпиталь |
1. медпункт; 2. инфекционное отделение; 3. склад продуктов и медикаментов; 4. санитарно-эпидемиологическое отделение; 5. пищеблок с холодильником на 50 обедов; 6. склад полевого имущества; 7. технический навес; 8. трансформаторная подстанция №6. |
|
||||
Объекты ОМИС |
|||||||
1. Водоканализационное хозяйство |
|||||||
1. |
насосная станция – 2 подъема с хлораторной (ВНС №3) |
1. здание насосной станции; 2. резервуар для воды на 250 куб.м— 2 шт. |
|
||||
2. |
станция биологической очистки сточных вод (СБО) |
1. септики с полями фильтрации, иловые площадки — 4 шт.; 2. здание СБО; 3. компактный резервуар; 4. иловая насосная станция. |
|
||||
3. |
водозабор №1 (ВНС №1) |
1. здание насосной — 2 подъема; 2. резервуар запаса воды на 500 куб. м — 2 шт.; 3. насосная станция над скважиной — 6 шт. |
|
||||
4. |
водозабор №2 (ВНС №2) |
1. здание насосной — 2 подъема; 2. резервуар на 500 куб. м — 2 шт.; 3. насосная над артезианской скважиной. |
|
||||
5. |
наружные сети водоснабжения и канализации |
1. водоснабжение магистральное — 22,37 км; 2. действующая сеть — 15,4 км; 3. канализация — 5,2 км. |
|
||||
2. Центральная дизельная электростанция |
|||||||
6. |
центральная дизель-электростанция (ЦДЭС) |
1. здание ЦДЭС на шесть ДГ-64Г; 2. насосная дизтоплива; 3. резервуар для дизтоплива на 100 куб. м — 4 шт.; 4. насосная склада дизтоплива; 5. КПП; 6. септик; 7. навес для хранения ЗИПа — 2 шт. |
|
||||
7. |
морской водозабор |
1. здание насосной станции; 2. трансформаторная подстанция. |
|
||||
3. Районные электросети |
|||||||
8. |
центральный распределительный пункт №1 |
1. здание ЦРП №1; 2. кабельные линии 10 кВ. |
|
||||
9. |
центральный распределительный пункт №3 |
1. здание ЦРП №3. |
|
||||
10. |
сооружения причального фронта |
1. пылеугольный паропаровой энергоблок (ЭПП) с встроенным ЦРП №2, ТП; 2. трансформаторная подстанция №11; 3. причальная стенка от корня плавпирса №5, через корень пирса №1 до пирса №2 типа «Де Лонг». |
|
||||
11. |
объекты авиакомендатуры |
1. взлетно-посадочная полоса; 2. командно-диспетчерский пункт; 3. радиолокационная система посадки; 4. дальний привод; 5. автопарк и ГСМ. |
|
||||
23-летний период советского и российского военно-морского присутствия на вьетнамской земле завершился.
Сегодня контр-адмирал Юрий Прокопьевич Еремин с грустью вспоминает: «За последние три года пребывания ПМТО на полуострове Камрань были установлены тесные, дружеские связи с российскими организациями, находящимися во Вьетнаме, это:
— генеральное консульство РФ в г. Хошимин;
— российско-вьетнамское совместное предприятие «Вьетсовпетро» в г. Вунгтау;
— представительство ГПРВО (Государственного производственного внешнеторгового объединения. — Ред.) «Зарубежнефть» в г. Вунгтау;
— российско-вьетнамская организация «Тропцентр» в г. Начанге.
СП «Вьетсовпетро», помимо моральной поддержки военных соотечественников, оказывало значительную материальную помощь жителям и военным морякам гарнизона в Камрани. На средства СП закупались и доставлялись на полуостров материалы, продукты, различные предметы культурного и бытового назначения, организовывались экскурсионные поездки по стране.
Проводимая совместная работа с указанными российскими организациями, тесные контакты военных и гражданских специалистов благотворно влияли на морально-психологическую обстановку в воинских коллективах, улучшали их социально-бытовое положение.
Незадолго до закрытия базы, в Камрани служили и работали около 600 человек. В связи с ограниченными сроками работать приходилось в авральном режиме, при 50-градусной жаре, по 14–16 часов в день. В связи с постоянными сокращениями персонала, военнослужащие и служащие не сменялись с вахты, дежурств, не уходили со своих постов и рабочих мест по 3–5 суток подряд. В ходе этой работы, без каких-либо претензий, вьетнамской стороне было передано 57 зданий и сооружений базы, 85 км линий электропередач, 62 км кабельных линий, 25 км подземных коммуникаций, 250 м причального фронта, аэродром, складской терминал. Воздушным и морским транспортом вывезено 588 человек, 810 т грузов, в том числе 50 единиц специальной и автомобильной техники, 190 т дизельного топлива и 133 т различных масел, стрелковое оружие и боеприпасы, архивы и секретные документы. Люди работали слаженно, организованно, самоотверженно. Особенно хочется отметить капитана 1 ранга А.М.Матвийца, подполковников В.В.Бачурина, М.Б.Яцкива, А.Н.Бортникова, В.Ф.Воротникова, капитана 3 ранга С.Н.Перешиткина, майора О.Б.Зарецкого, капитана А.Р.Мороза, капитан-лейтенанта В.В.Благодырева, мичманов А.И.Фомина, А.М.Гуляка, служащих В.Н.Щетинкину, А.Я.Буголова, О.Голуба, В.И.Бредихина, С.Фроловских, матросов А.Мальцева, А.Пескова.
2 мая 2002г. в торжественной обстановке были подписаны документы о приеме-передаче объектов базы: с российской стороны — контр-адмиралом А.Н.Ивлиевым и с вьетнамской — начальником штаба ВМС СРВ контр-адмиралом Нгуен Ван Хиеном. После церемонии подписания акта о передаче объектов базы вьетнамской стороне тихоокеанцы спустили в Камрани Государственный флаг РФ и Андреевский флаг. Российская военно-морская база на полуострове Камрань Социалистической Республики Вьетнам перестала существовать.
Вечером 3 мая с аэродрома Камрани взлетел последний транспортный самолет Ил-76, вывозя оставшихся специалистов и военнослужащих вместе с председателем ликвидационной комиссии контр-адмиралом А.Н.Ивлиевым.
4 мая 2002г. — последний день военного присутствия России во Вьетнаме превратился в настоящее торжество. Вьетнамцы благодарили российских моряков за службу, дарили подарки. Последняя колонна техники уходила с объектов ПМТО с установленными на машинах Государственным флагом РФ и Андреевским флагом под включенную на полную громкость песню «Офицеры». Для проводов русских на причале был построен личный состав кораблей 4-го военно-морского района ВМС СРВ. И снова цветы, подарки, слова благодарности, пожелания доброго пути. Прощались с моряками и простые жители Камрани и соседнего городка Мика.
Последним покинул вьетнамский берег и поднялся на борт советского судна «Сахалин-9» командир базы капитан 1 ранга Ю.П.Еремин.
1 июня 2002г. 922-й ПМТО — войсковая часть 31350 — прекратила свое существование в составе Вооруженных сил РФ.
Можно по разному оценивать принятое в 2001г. политическим и военным руководством России решение по нашему присутствию в Камрани. Но недавние походы российских кораблей, возобновление полетов стратегической авиации, участие отрядов кораблей в антитеррористических международных операциях без системы базирования, надежного тылового и технического обеспечения в различных районах Мирового океана, исторический опыт, нынешняя международная обстановка — все это убедительно подтверждает необходимость иметь России внешние пункты базирования флота и авиации. Вопрос о создании подобных баз на территории дружественных нам стран на принципах взаимовыгодного военно-технического сотрудничества в наши дни становится очень актуальным. Более чем двадцатилетняя история базы в Камрани — тому яркий пример».
Россия вывела свой военный контингент с базы Камрань и официально вернула ее вьетнамской стороне в полном соответствии с договоренностями руководства двух стран.
Сразу же после ухода из бухты Камрань российского флота Вьетнам заявил, что военная база Камрань больше не будет сдаваться в аренду иностранным государствам и использоваться в военных целях, а превратится в крупный торгово-туристический и портовый центр.
Апрель 2002г. Одна из последних встреч с командованием 4-го Военно-Морского района перед подписанием акта о передаче всех объектов вьетнамской стороне. Четвёртый слева – заместитель ГК ВМФ по тылу – начальник тыла ВМФ РФ вице-адмирал Михайлов Юрий Георгиевич; второй справа – командир 922 ПМТО – капитан 1 ранга Ерёмин Юрий Прокопьевич.
2 мая 2002 года п.Камрань.
После подписания акта приёма-передачи объектов в Камрани
мая 2002 года аэродром в Камрани. Последний транспортный самолёт Ил-76 «вывозит» оставшихся специалистов и российских военнослужащих вместе с председателем ликвидационной комиссии контр-адмиралом Ивлиевым А.Н. На снимке: командир экипажа Ил-76 пилот 1-го класса полковник Крузе Валерий Андреевич
4мая 2002 года п.Камрань.
Личный состав кораблей 4-го Военно-морского района ВМС СРВ
построен на пирсе по случаю убытия последних военнослужащих 922 ПМТО
4 мая 2002 года п. Камрань. Паром «Сахалин – 9» отходит от пирса.
Обратимся к официальным документам периода расформирования 922-го пункта материально-технического обеспечения на полуострове Камрань, предоставленным последним командиром 922-го ПМТО капитаном 1 ранга, ныне контр-адмиралом, Ю.П.Ереминым.
Последний командир 922 ПМТО – Ерёмин Ю.П. в звании капитана 1 ранга
в своём рабочем кабинете
П Р И К А З
НАЧАЛЬНИКА ТЫЛА — ЗАМЕСТИТЕЛЯ КОМАНДУЮЩЕГО
ТОФ ПО ТЫЛУ
№7
22 января 2002г. г. Владивосток
О
проведении организационно-штатных мероприятий по расформированию
922 пункта материально-технического обеспечения
Во исполнение директивы Главного штаба ВМФ от 17 декабря 2001 года №730/1/… и директивы штаба флота от 8 января 2002 года №13/1/…
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Капитану 1 ранга Еремину Ю.П. до 01 июня расформировать 922 пункт материально-технического обеспечения и 2016 отделения охраны.
При этом:
— вооружение, военную технику и материальные средства в установленные планом-графиком сроки согласно нарядам довольствующих органов вывести из п. Камрань в п. Владивосток и сдать на базы и склады флота;
— военную технику, подлежащую списанию, списать в установленном порядке;
— казарменно-жилищные фонды, склады, хранилища, парки и объекты коммунального, энергетического и аэродромного обеспечения, а также территорию земельного участка и гидротехнического сооружения передать представителям Социалистической Республики Вьетнам установленным порядком;
— ведение войскового хозяйства, секретного и несекретного делопроизводства закрыть, необходимые документы подготовить к вывозу, вывезти и сдать в архив установленным порядком;
— на военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, представить документы на увольнение в запас;
— гражданский персонал предупредить письменно не позднее, чем за три месяца о дате увольнения;
— на офицеров, прапорщиков, старшин и матросов контрактной службы, изъявивших желание уволиться в запас, представить документы на их увольнение;
— старшин и матросов, проходящих службу по призыву, направить на доукомплектование других воинских частей тыла флота;
— для выполнения ликвидационных мероприятий из офицеров, мичманов, старшин и матросов, проходящих службу по контракту и по призыву, сформировать ликвидационную команду в количестве не более 75 человек;
— вывоз личного состава из п. Камрань в п. Владивосток производить в установленные планом-графиком сроки;
— печати и штампы уничтожить установленным порядком, гербовые печати и угловые штампы сдать в секретную часть штаба тыла флота;
— заключительные отчеты по службам представить в довольствующие органы к 25 мая 2002 года;
— итоговое донесение по форме… представить в штаб тыла флота к 01 июня 2002 года.
2. Начальнику штаба тыла флота в срок до 01 июня 2002 года подготовить проект приказа о расформировании 922 пункта материально-технического обеспечения.
3. Начальнику отделения кадров тыла флота установить постоянный контроль за ходом увольнения и перемещения офицеров мичманов, прапорщиков и гражданского персонала 922 ПМТО.
4. Начальнику организационно-мобилизационного отдела штаба тыла флота установить постоянный контроль за ходом увольнения и перемещения старшин и матросов, проходящих военную службу по контракту и по призыву.
5. Начальнику отдела планирования и подвоза установить постоянный контроль за ходом вывоза, списания и сдачи военной техники, вооружения и имущества на базы и склады флота.
6. Начальникам служб и отделов тыла флота до 01 февраля 2002 года дать указания начальникам соответствующих служб 922 ПМТО на списание, вывоз и сдачу военной техники, вооружения и имущества на склады и другие части флота.
7. Начальнику военного сообщения флота до 25 апреля 2002 года осуществить перевоз военной техники, вооружения, имущества, личного состава 922 ПМТО и их личных вещей из п. Камрань в п. Владивосток.
8. Приказ довести до офицерского состава в части касающейся.
НАЧАЛЬНИК
ТЫЛА — ЗАМЕСТИТЕЛЬ
КОМАНДУЮЩЕГО ТОФ ПО ТЫЛУ вице-адмирал Э.Рассолов
НАЧАЛЬНИК ШТАБА ТЫЛА ТОФ
контр-адмирал
А.Ивлиев
ПРОТОКОЛ
об окончании приема-передачи объектов в Камрани
Руководствуясь Советско-Вьетнамским Соглашением о строительстве объектов во Вьетнаме от 20 июня 1984 года, контрактом №84/40753215 от 20 июня 1984 года, сегодня, 02 мая 2002 года, на полуострове Камрань СРВ Председатель Государственной Приемной Комиссии СРВ и Председатель Государственной Ликвидационной Комиссии РФ именуемые далее, в общем, «Обе стороны» и, в частности, «Сторона», составили настоящий Протокол о нижеследующем:
Статья 1
В связи с окончательным уходом российского контингента из Камрани Российская сторона передала, а Вьетнамская сторона приняла здания и сооружения объектов (а также часть оборудования объектов) и внутриплощадочные сети согласно 11 (одиннадцати) приложений, которые являются детальными актами возврата объектов. Российская сторона передала Вьетнамской стороне имеемую в наличии проектно-техническую документацию и инструкции по эксплуатации имеющегося оборудования и сооружений.
Статья 2
Обе стороны подтверждают, что здания и сооружения, переданные Вьетнамской стороне, соответствуют реальному проекту и принимаются с учетом фактического износа. Состояние каждого объекта отражается в «Акте фактической оценки технического состояния объекта», который является приложением к акту возврата данного объекта.
Статья 3
С даты подписания настоящего протокола право дальнейшей эксплуатации и использования передаваемых вышеуказанных объектов и оборудования переходит Вьетнамской стороне.
Статья 4
Процесс приема-передачи объектов между двумя сторонами прошел в духе сотрудничества, дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи, согласно традициям дружбы и сотрудничества между двумя странами, народами и вооруженными силами.
Обе стороны удовлетворены результатами возврата объектов сооружений и оборудования.
Настоящий протокол составлен в 04 экземплярах на русском и вьетнамском языках.
Все экземпляры имеют равную юридическую силу и вступают в действие с даты подписания.
Каждая из сторон хранит по 02 экземпляра на вьетнамском и русском языках.
Председатель
государственной контр-адмирал Нгуен Ван Хиен |
Председатель
государственной контр-адмирал Ивлиев А. |
Главнокомандующему
Военно-морским флотом
адмиралу флота В.И.КУРОЕДОВУ
Докладываю.
922 пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) на полуострове Камрань (Вьетнам) создан на основании постановления Совета министров СССР от 16.03.1979 года №253-85, Советско-Вьетнамского соглашения от 02.05.1979 года, распоряжения Совета министров СССР от 29.01.1980 года №166-рс.
19.04.1984 года между договаривающимися сторонами был подписан Протокол об изменениях Советско-Вьетнамского соглашения от 02.05.1979г., согласно которому срок действия этого Соглашения продлен до 2004 года.
Протоколом было определено, что все объекты 922 ПМТО после завершения строительства передаются в собственность вьетнамской стороне с одновременной передачей их советской стороне для бесплатного использования.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в апреле 2001 года на 922 ПМТО была направлена межведомственная комиссия под руководством первого заместителя секретаря Совета безопасности Российской Федерации В.П.Шестюка с целью определить на месте целесообразность дальнейшего функционирования 922 ПМТО в интересах Военно-морского флота России.
Выводы по итогам работы указанной комиссии секретарь Совета безопасности Российской Федерации В.Б.Рушайло доложил Президенту Российской Федерации, в которых в частности указывалось: «Военная потребность в ПМТО, с учетом состояния и возможностей ВМФ России, в настоящее время и на обозримую перспективу незначительна и не адекватна затратам на содержание этого ПМТО. Необходимо принятие уже сегодня решения о поэтапном сокращении личного состава ПМТО и его ликвидации как военной структуры».
Президент Российской Федерации с выводами и предложениями межведомственной рабочей группы по ПМТО ВМФ на полуострове Камрань согласился и 12 апреля 2001 года дал поручение Правительству РФ (М.М.Касьянову), Минобороны РФ (С.Б.Иванову), МИДу РФ (И.С.Иванову) организовать работу по реализации указанных предложений со сроком доклада в сентябре 2001 года.
Органами военного управления Военно-морского флота было проработано поручение Президента Российской Федерации по срокам ликвидации ПМТО в Камрани и подготовлен доклад министру обороны РФ с проектом доклада Президенту Российской Федерации (№716/2/…). В указанном докладе было сообщено, что Военно-морскому флоту для ликвидации 922 ПМТО как военного объекта необходимо 5-6 месяцев и 40 млн рублей, а также то, что ВМФ не может начать процесс ликвидации, так как нет механизма досрочного прекращения действия соглашения от 2 мая 1979 года.
По итогам доклада Президент Российской Федерации своим поручением от 19 мая 2001 года №К-642 поручил МИДу России разработать механизм досрочного прекращения действия соглашения от 2 мая 1979 года, а Минобороны России уточнить возможные сроки ликвидации 922 ПМТО и произвести более точные расчеты необходимых средств.
В связи с этим МИДом России и Минобороны России произведен совместный доклад (№1023/ГС от 7 августа 2001г.) председателю Правительства Российской Федерации с проектом ноты Вьетнамской стороне. После подписания председателем Правительства Российской Федерации указанная нота 30 августа 2001г. вручена Посольству Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации о намерении Российской стороной досрочно прекратить действие соглашения от 2 мая 1979 года, и начать вывод личного состава пункта материально-технического в Камрани с 1 января 2002 года.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 19 мая 2001г. №642 в Минобороны России разработан план ликвидации 922 ПМТО. Мероприятия по ликвидации ПМТО спланированы в соответствии с Директивой Генерального штаба ВС РФ от 30 октября 2001 года №314/1/… Директивой Главного штаба ВМФ от 17 декабря 2001 года №730/… и Директивой штаба ТОФ от 8 января 2002 года №13/1/…
Приказом начальника тыла Тихоокеанского флота от 11 февраля 2002г. №12 была создана ликвидационная комиссия по расформированию 922 ПМТО.
В целях выполнения плана ликвидации ПМТО и в соответствии с просьбой вьетнамской стороны в ВМФ была создана группа полномочных представителей Правительства РФ в составе контр-адмирала Ивлева А.Н., капитана 2 ранга Шишкина Д.Г. и представителя МИД РФ. С 23 марта 2002г. группа полномочных представителей Правительства РФ в составе ликвидационной комиссии приступила к реализации намеченных мероприятий.
На основании задания, с полномочиями Правительства РФ — 2 мая 2002 года был подписан протокол «Об окончании приема-передачи объектов на полуострове Камрань между Российской и Вьетнамской сторонами».
Документ подписали: с Вьетнамской стороны — председатель государственной приемной комиссии СРВ — заместитель командующего ВМС СРВ контр-адмирал Чан Куанг Кхуэ, с Российской стороны — председатель государственной ликвидационной комиссии РФ — начальник штаба Тыла ТОФ контр-адмирал А.Н.Ивлиев.
Переговоры с Вьетнамской стороной проходили в деловой и дружественной атмосфере. В результате удалось договориться о приеме объектов по их фактическому состоянию.
В соответствии с указанным протоколом Вьетнамской стороне были переданы здания и сооружения объектов вместе с оборудованием и внутриплощадочными сетями, проектно-технической документацией и инструкциями по эксплуатации оборудования и сооружений согласно приложениям, являющимся детальными актами возврата объектов. Весь личный состав и материальные средства вывезены. Незаконных утрат, продажи, передачи вооружения, военной техники и материальных средств 922 ПМТО — нет.
Окончательный доклад о расформировании 922 ПМТО будет представлен установленным порядком после окончания работы ликвидационной комиссии.
Председатель
государственной
ликвидационной комиссии РФ
контр-адмирал А. Ивлиев
«___» мая 2002г.
12.3. Мемориал «Камрань»
О пребывании советских и российских военных, строителей, членов их семей на полуострове Камрань сегодня военнослужащим ВМС СРВ, местным жителям и прибывающим иностранным туристам напоминает мемориал «Камрань» вьетнамского скульптора Нгуен Куок Тханга.
На мемориальной доске обелиска выгравированы имена 44 советских, российских, 176 вьетнамских военнослужащих и гражданских лиц, погибших при исполнении своего профессионального долга за период совместного использования базы Камрань в 1979–2002гг. Среди россиян в этих списках значатся имена членов гвардейского экипажа Ту-95, погибшего 13 февраля 1985г. в Южно-Китайском море при выполнении полетного задания боевой службы, членов экипажа и пассажиров самолета Ан-12, погибших 8 июля 1989г. на аэродроме Камрань при заходе самолета на посадку в сложных метеоусловиях, а также летчиков пилотажной группы «Русские витязи», трагически погибших вблизи Камрани 12 декабря 1995г.
Торжественное открытие памятника «Камрань» состоялось 10 декабря 2009г.
В торжественной церемонии открытия мемориального комплекса приняли участие официальные представители России и Вьетнама, министерств обороны двух стран, ветераны, которые в разные годы служили и трудились на полуострове Камрань, представители командования Тихоокеанского флота России и Вьетнамской народной армии, ряда министерств и ведомств России и Вьетнама, руководители провинции Кханьхоа, представители совместного предприятия «Вьетсовпетро», ОАО «Зарубежнефть», активисты обществ российско-вьетнамской и вьетнамо-российской дружбы, сотрудники Посольства Российской Федерации в СРВ и генерального консульства России в Хошимине.
Российскую делегацию на церемонии открытия мемориала возглавил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Он сказал в своем выступлении: «Этот памятник является свидетельством дружбы и сотрудничества между Россией и Вьетнамом, служит делу воспитания молодежи в духе верности славным традициям дружеских отношений между российским и вьетнамским народами… Как известно, нет крепче дружбы, спаянной братством по оружию. Этот монумент напоминает о том, что сотрудничество между Россией и Вьетнамом измеряется не только сухими цифрами товарооборота, а судьбами и жизнями многих людей, которые проливали свою кровь во имя мира и стабильности на этой земле».
По словам заместителя министра обороны СРВ генерал-полковника Фан Чунг Киена, вьетнамский народ никогда не забудет о том, как в самые трудные годы борьбы за национальную независимость и в последующий мирный период строительства страны, Вьетнам всегда получал огромную помощь и поддержку со стороны Советского Союза и России. Военная база Камрань была особым объектом сотрудничества, имевшим большое оборонное значение и игравшим особо важную роль в поддержании мира и стабильности в регионе. Заместитель главы военного ведомства СРВ подчеркнул, что открытие мемориального комплекса, которое прошло накануне празднования 60-летия установления дипломатических отношений между РФ и СРВ и 65-летия создания Вооруженных сил Вьетнама, свидетельствуют о признательности и благодарности народов двух стран советским, российским и вьетнамским героям, павшим защищая мир на вьетнамской земле.
2008 год. Мичман запаса Кулагин Александр(119 БрНК)
вместе с вьетнамским другом после небольшого косметического ремонта старого обелиска до его демонтажа......
Контр-адмирал Ю.П.Еремин, внимательно отслеживавший всю информацию на всех этапах проектирования, строительства и открытия мемориала, рассказывает: «За годы российско-вьетнамского сотрудничества тысячи советских и российских граждан — строителей, инженеров, военнослужащих, моряков и летчиков прошли через Вьетнам. В сложных условиях тропического климата они не жалели своего здоровья, а иногда и жизни, во имя сохранения мира и стабильности в регионе. За эти годы отдали свои жизни и погибли при исполнении служебного долга, не один советский, российский и вьетнамский военнослужащий.
Еще в период существования 922-го ПМТО Тихоокеанского флота на полуострове Камрань был установлен обелиск (памятный знак) в память летчиков-интернационалистов гвардейского экипажа Ту-95РЦ (командир корабля — заместитель командира авиаэскадрильи майор Сергей Дмитриевич Кривенко), базировавшихся в Камрани и погибших 14 февраля 1985г. в авиакатастрофе при выполнении полетного задания боевой службы.
В 2000г. этот обелиск был дополнен макетом Су-27 и мемориальной доской в память о трагической гибели в 1995г., вблизи Камрани, летчиков пилотажной группы «Русские витязи» 237-го Центра показа авиационной техники им. И.Н.Кожедуба.
В память о погибших и с целью увековечивания братского взаимодействия в военно-техническом сотрудничестве народов России и Вьетнама, родилась идея создать на территории бывшего аэродрома ВМБ, а ныне аэропорта авиалиний Среднего Вьетнама «Камрань», Мемориальный комплекс, в память о советских, российских и вьетнамских военнослужащих и гражданских лиц, отдавших жизнь за мир и стабильность в этом регионе.
Подписание Договора о строительстве мемориала "Камрань"
В 2006г. коллектив российско-вьетнамского совместного предприятия «Вьетсовпетро» совместно с представительством ОАО «Зарубежнефть» в г. Вунг Тау выступили с инициативой создания Мемориального комплекса. Инициатива была поддержана партийными и правительственными организациями Вьетнама, Посольством Российской Федерации в СРВ. Было принято решение, что до создания нового Мемориального комплекса старый обелиск демонтироваться не будет.
Была создана объединенная комиссия для поддержки создания и строительства монумента, в работе которой участвуют ранее служившие в Камрани ветераны ВС и просто неравнодушные люди из числа работников СП и представительства ОАО «Зарубежнефть» в г. Вунг Тау.
Важную часть своей работы объединенная комиссия видела в установлении имен всех погибших советских и российских граждан, выполнявших интернациональный долг в Социалистической Республике Вьетнам, чтобы поместить их на мемориальной доске Мемориала.
3 ноября 2005г. Посольством Российской Федерации в Ханое передана МИД СРВ нота с просьбой поддержать установку на территории аэродрома Камрань обелиска советским, российским и вьетнамским гражданам, погибшим при исполнении служебного долга в период с 1986 по 1995г.
10 февраля 2006г. представители СП «Вьетсовпетро» (российско-вьетнамского совместного предприятия по добыче нефти) и Музея изобразительных искусств г. Хошимина подписали соглашение о создании макета устанавливаемого в аэропорту Камрань «Памятника советским, российским и вьетнамским военнослужащим, погибшим за мир», в провинции Кханьхоа по проекту скульптора Нгуен Куок Нханга.
Инвесторы инспектируют ход строительства мемориала "Камрань"
Заключительная часть строительства мемориала "Камрань"
Мемориал «Камрань»
Вьетнам помнит о своих настоящих друзьях. Недаром любого русского гражданина вьетнамцы дружелюбно называют «лиенсо» — советский.
Переданные вьетнамской стороне объекты военно-морской базы Камрань сегодня входят в состав инфраструктуры ВМС Вьетнама (частично законсервированы)».
12.4. СРВ и Россия сегодня: сотрудничество продолжается
Вопрос передачи базы в аренду Китаю или США вряд ли будет рассматриваться.
Этому есть причины политического характера.
Во-первых, если передать базу в аренду Китаю, соседи Вьетнама в Юго-Восточной Азии отнесутся к такому шагу с неодобрением, опасаясь экспансии Китая в регионе. Под вопросом станет и сохранение своего влияния на часть островов архипелага Спратли, богатых, по прогнозам специалистов, природными ресурсами. А личный состав эскадры был свидетелем острого военного противоборства за острова в 1987–1988гг.
Во-вторых, если передать базу США, то такой шаг может серьезно осложнить отношения Вьетнама с Китаем.
Именно эти два обстоятельства положены в основу решения руководства Вьетнама не сдавать военную базу Камрань в аренду иностранным государствам и использовать ее в военных целях.
За годы, прошедшие после американо-вьетнамской войны, Вьетнам преодолел экономическую разруху, переход к рыночной экономике и стремится сегодня обрести себя в качестве мощного промышленного, торгового и туристического центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В октябре 2008г. президент Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Минь Чиет прибыл в Москву с официальным визитом по приглашению президента РФ Дмитрия Медведева. В Кремле, в присутствии лидеров двух стран, был подписан большой пакет российско-вьетнамских документов о дальнейшем сотрудничестве в области геологоразведки, добычи нефти и газа на основе совместного предприятия «Вьетсовпетро». Российский президент подчеркнул, что сотрудничество в области ТЭК «…принесло уже 175 миллионов тонн нефти и пополнило российский бюджет на сумму свыше 7 миллиардов долларов».
Подписанное соглашение предусматривает продление работы совместного предприятия ОАО «Зарубежнефть» и Petrovietnam — «Вьетсовпетро» и после 2010г. Предполагается, что с 1 января 2011г. «Вьетсовпетро», которое до сих пор официально называют совместным советско-вьетнамским предприятием, будет преобразовано в ООО с двумя участниками ОАО «Зарубежнефть» и Petrovietnam. Долевое участие России в уставном капитале составит 49 % России, Вьетнама — 51 %.
Очевидно, что Вьетнам возвращается к партнерству с Россией. До распада СССР отношения с этим государством определялись главным образом геополитическими мотивами, но это не мешало нам активно участвовать в экономической жизни далекого южного соседа. Сегодня Вьетнам является для России одним из наиболее надежных партнеров в регионе Юго-Восточной Азии. Президент Вьетнама охарактеризовал отношения с Россией как стратегическое партнерство, а Дмитрий Медведев указал, что страны «…занимают близкие, часто совпадающие позиции по всей повестке международного диалога, по наиболее трудным вопросам, которые сегодня существуют на нашей планете».
Подписание в 2008г. экономических документов между Россией и Вьетнамом — это стремление Ханоя обезопасить себя от агрессивных соседей и получить союзника в регионе в лице России. Вьетнам не доверяет США, пытается выстроить дружеские отношения с Китаем, а с учетом расхождения мнений по спорным островам архипелага Спратли сделать это весьма сложно, поэтому он ищет опору в лице старого, проверенного союзника.
В средствах массовой информации в последние годы появляются отдельные статьи, нередко с противоположными взглядами, о необходимости возвращения Военно-морского флота России в Камрань. Этот вопрос особенно дискуссионным стал после решения правительства Российской Федерации направлять корабли и суда обеспечения ТОФ в Персидский залив для борьбы с сомалийскими пиратами в составе многонациональных сил ООН. В этой связи снова на повестку дня ставится вопрос о создании на переходе из порта Владивосток в зону Персидского залива пункта промежуточного базирования — ПМТО в бухте Камрань. Однако вероятность нашего возвращения туда, откуда мы ушли добровольно, мала.
Тем не менее хотелось бы подчеркнуть, что рано или поздно, но корабли и вспомогательные суда с современными и перспективными тактико-техническими характеристиками, оперативные соединения кораблей российского Военно-морского флота снова выйдут в океан. Когда? Ответ на этот вопрос должны дать политологи, военные эксперты — профессионалы, которые, как никто другой, знают, как дорого обходятся невыученные уроки истории. И если 40–60 лет назад серьезные выводы из опыта Великой Отечественной войны и были сделаны, то сегодня их успели забыть. Но это уже другая, отдельная тема.
12.5. Уроки прошлого нужно знать и учитывать
В конце XIX в. основные задачи морской политики Российской империи сводились к следующему:
— обеспечение свободного выхода в Мировой океан (на мировые торговые пути);
— защита территории страны от вторжения и ударов с морских направлений;
— создание благоприятных условий для развития отечественного коммерческого судоходства и других видов морской деятельности;
— изучение гидрографических, гидрометеорологических, геофизических, океанографических данных и биоресурсов прибрежных морей, в первую очередь арктических и дальневосточных.
Для одновременного решения всех этих задач требовались огромные финансовые и материальные ресурсы, которыми Россия в то время не располагала. Приоритет был отдан строительству военного флота в ущерб другим компонентам морской мощи государства.
Неравномерность в развитии составных элементов морской мощи Российской империи привела к накоплению противоречий и перекосов в развитии всех секторов национальной экономики, связанных с морем и морской деятельностью.
Это стало одной из многих причин системного кризиса, поразившего русское общество в начале XX в.[2]
Вернемся к трагическим для нашего флота событиям— к апрелю и маю 1905г. Еще раз повторимся: 2-й Тихоокеанская эскадра совершила неимоверно трудный поход протяженностью свыше 16 000 миль. В среднем — по 180 миль в сутки. Переход эскадры занял семь месяцев. На всем пути не было ни одного российского или арендованного Россией в нейтральном государстве «опорного пункта» или «угольной станции» (современные ПМТО), где можно было бы планово, в соответствии с графиком, дозагрузить корабли всем необходимым, и в первую очередь углем, пресной водой, дозагрузить (или выгрузить) практический боезапас, удалить лишнее, не нужное для боя оборудование, решить кадровые вопросы, предоставить нижним чинам эскадры отдых и т. д.
Опыта тылового обеспечения подобного перехода в мировой практике не было. Учитывая это, русское командование включило в состав эскадры большое число транспортов для снабжения кораблей углем, продовольствием, медикаментами и пресной водой, а для ремонта их — плавучую мастерскую «Камчатка». Впервые в истории был создан плавучий тыл для материально-технического обеспечения перехода крупного соединения флота на отдаленный океанский театр военных действий.
Как и с какими трудностями осуществлялись дозагрузка и снабжение кораблей эскадры углем, техническим имуществом, медикаментами, питьевой водой с 1 апреля по 1 мая 1905г. в Камрани, в бухтах Ван-Фонг и Дайот, мы уже знаем из выводов «Следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя».
Уступая общественному мнению, император Николай II дал согласие на посылку
2-й эскадры на Дальний Восток.
«2-я эскадра была составлена из всего, что в данный момент могло двигаться. На пополнение командного состава были сняты офицеры с насиженных береговых мест, потерявшие связь с флотом и знающие его только по рассказам и по тому, что они видели, плавая раньше на парусно-паровых судах, старых клиперах и фрегатах. Дополнением к ним была зеленая молодежь ускоренных выпусков Морского корпуса. Офицеры, прошедшие современную броненосную школу, насчитывались единицами. Команды, наполовину состоявшие из новобранцев и призванных из запаса, требовали усиленной предварительной тренировки, которую им дать не могли как в силу условий похода, так отчасти и в силу собственного незнания. Кроме того, поднявшие голову враги Родины и государственного строя сделали все, чтобы посеять в умы идущих семена, убивающие воинский дух.
Поплелись старики-ветераны «Наварин» и «Сысой Великий», поплелись гордость и краса русского 80-хгг. старые крейсера-фрегаты «Нахимов», «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской». Что думал адмирал Рожественский, глядя на свою эскадру, мы не знаем, он умер, унеся свои горькие думы с собой в могилу. Но не мог он не знать малой пригодности к бою старых ветеранов»[3].
Из документов следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского сражения, впервые опубликованных в журнале «Морской сборник» в 1917г.:
По мнению комиссии одной из основных причины поражения следует считать «…полную политическую и стратегическую неподготовленность театра военных действий».
Причинами беспримерного поражения 2-й эскадре Тихоокеанского флота в боях 14 и 15 мая 1905г. были, по заключение следственной комиссии, следующие обстоятельства:
1. коренные материальные и технические недостатки флота, выразившиеся в устарелости артиллерии, технической неудовлетворительности принятых на флоте снарядов и недостаточном их количестве, отпущенном на суда эскадры для практики стрельб;
2. отсутствие всяких соглашений международного характера, способных облегчить движение морских подкреплений на Дальний Восток;
3. материальная слабость 2-й эскадры. Состав эскадры не отвечал тактическим требованиям, предъявляемым к эскадре теорией и практикой военно-морского дела, и был установлен не на основании какого-либо тактического плана, а лишь случайно, по мере готовности новых и исправности старых кораблей;
4. неудачный выбор начальника эскадры, принявшего на себя командование без веры в возможность боевого успеха, не уделявшего необходимого внимания боевой подготовке эскадры. Безнадежная, основанная на слепой надежде на удачу, операция прорыва кораблей 2-й эскадры во Владивосток должна была окончиться катастрофой.
Частные причины поражения из заключения следственной комиссии:
1. Не имея кораблестроительной базы на берегах Тихого океана и принимая во внимание, что все новые суда флота строились в Европе, в подготовку театра военных действий на Дальнем Востоке должно было войти заблаговременное заключение международных соглашений, которые могли бы облегчить нашим подкреплениям движение на Дальний Восток и после открытия военных действий. Необходимость таких соглашений была очевидна ввиду полного отсутствия принадлежавших России угольных станций или опорных пунктов, расположенных на пути из Европы к дальневосточным берегам.
Никакого плана войны с Японией в Морском министерстве не было.
2. Выбор Корейского пролива для прорыва во Владивосток комиссия признала столь же неудачным, как и утреннее время, избранное начальником эскадры для вступления в этот пролив.
Всякий другой маршрут, по мнению командира эскадры вице-адмирала З.Рожественского, кроме пути через Корейский пролив, потребовал бы дополнительной угольной погрузки, притом в море, и лишних дней пути. С учетом того, что и команды, и офицерский состав устали от длительного нахождения в море, всякая отсрочка с приходом в базу будет воспринята людьми крайне негативно и, вероятно, интерпретирована как трусость командира. Поэтому им было принято решение идти Корейским проливом.
Да, цусимская трагедия произошла. Но виновны ли в поражении только военные моряки? Обратимся к мнению специалистов-моряков ведущих мировых держав на события 1905г.
Английский адмирал в «Дейли телеграф» о походе адмирала Рожественского писал: «Рожественский ведет свой флот с чувством человека, идущего на собственные похороны… Ни один английский адмирал не мог бы выполнить невозможную задачу, выпавшую на долю Рожественского. Адмирал Того не может не иметь успеха, ибо все условия для него исключительно благоприятны»[4].
А вот как описывает события 1905г. французский военно-морской историк Ренэ Давелюи в своих критических очерках: «Русские выказали фанатизм, преисполненный величия; но этого было недостаточно, чтобы победить… В течение всей войны Япония жгла исключительно английский уголь, доставляемый в Японию английскими судами; припасы, которыми пользовались японцы, изготовлялись в Англии и отправлялись в Японию по мере их накопления»[5].
Вооружали армию и флот Японии современным оружием и техникой накануне Русско-японской войны верные ее союзники — Англия и Германия. В Русско-японской войне Россия воевала с Японией одна. Франция, которой принадлежал на правах колонии протекторат Аннам с удобными для бункеровки русских кораблей бухтами Камранг, Ван — Фонг, Дайот, не оставалась в стороне и, «выдавливая» наши корабли из бухт, оказывала помощь Японии. А через девять лет с началом Первой мировой войны российские крейсеры «Жемчуг» и «Аскольд»— участники Цусимского сражения в 1914г. в составе союзной англо-французской эскадры воевали вместе против германских рейдеров здесь же, в Южно-Китайском море…
Нападение 7 декабря 1941г. японского императорского флота на американскую базу Перл-Харбор стало днем позора Америки, трауром по погибшим…
15 февраля 1942г. командующий английскими экспедиционными войсками генерал Персиваль под белым флагом прибыл к японцам на переговоры о капитуляции гарнизона и сдаче Сингапура — гордости Великобритании…
23–26 октября 1944г. произошло крупное сражение между американским и японским флотами у Филиппин — битва за залив Лейте. Наступление японского флота на район высадки 7-го американского флота отбито с большими потерями для японской стороны. Битва в заливе Лейте не закончила войну, но предрешила ее исход. Японская военно-морская мощь после 26 октября 1944г. перестала существовать.
Через четыре десятилетия после цусимской трагедии, после Второй мировой войны союзники и противники Японии, бывшие союзники и противники СССР объединились против России. У России же на протяжении трехсот с лишним лет были два верных союзника — армия и флот. Но, похоже, она сегодня теряет и их. В большой политике бывает и такое… А противоречия между Россией и США, Японией и Китаем (сегодня) в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут продолжаться и обостряться, потому что в основе таких обострений — Великий (Тихий) океан и контроль над этим стратегически важным регионом.
На протяжении уже более ста лет русские военные историки и специалисты задавались вопросом: как могла произойти цусимская катастрофа Российского флота на Тихом океане? В результате многочисленных научных дискуссий в целом можно назвать следующие общие причины цусимской трагедии.
1. В плане внутри- и внешнеполитическом — потеря управления страной, армией и флотом руководителями государства и Морского ведомства, что проявлялось в чрезвычайной нескоординированности действий (как до войны, так и в ее ходе) политиков, дипломатов, финансистов, военных, кораблестроителей, инженеров-артиллеристов, фортификаторов, моряков, железнодорожников, а также различных подразделений Морского ведомства и т. д. Все это привело, в частности, к низкой боеготовности армии и флота, неготовности страны к войне…
Что-то уж до боли в сердце напоминает нынешнее положение в стране и в мире в целом.
2. В плане оперативно-тактическом — безынициативность, проявленная русскими адмиралами, что выражалось в отсутствии оперативного плана сражения (и, следовательно, неподготовленности флагманов и командиров к бою), нерешительном маневрировании в бою, негибком боевом построении, движении на малой скорости, потере управления в бою и т. д. К этому близко примыкает отсутствие надлежащей боевой подготовки русских моряков вообще и артиллеристов, в частности, которые не воевали ни дня.
Японские командиры, напротив, с первых же залпов перехватили инициативу в бою, действовали решительно, относительно самостоятельно. Экипажи японских кораблей воевали уже больше года и обладали огромным боевым опытом, в частности, опытом групповой стрельбы, опытом стрельбы на большие (по тем временам) дистанции. Все это позволило японской стороне достичь невиданной до того времени концентрации артиллерийского огня.
3. В плане техническом — чрезвычайно низкие боевые характеристики русских снарядов, а также недостатки системы бронирования русских кораблей.
4. В плане психологическом — личный состав русской эскадры был психологически подготовлен слабее, чем моряки Того. Сказалась невероятная физическая и моральная усталость экипажей, сумевших довести огромную эскадру разнотипных судов до места боя без существенных потерь. Известие о капитуляции Порт-Артура, а также о начавшихся беспорядках в России, крайне отрицательно сказались на боевом духе всех моряков. Сознание бессмысленности экспедиции, полной заброшенности и одиночества довлели над всеми.
А каков боевой дух сегодняшней несостоявшейся контрактной армии и флота? Что мы знаем об этом?
После цусимской трагедии Япония по праву пожинала плоды храбрости своих матросов и мудрости своих командующих, но после одержанной победы она медленно становилась на тот путь, который привел ее к победам и поражениям Второй мировой войны. Советский Союз после капитуляции Японии в 1945г. вынужден был находиться в состоянии войны — «холодной войны» и противостояния с государствами, с которыми еще недавно был союзником. Послевоенная практика использования сил флота с учетом уроков прошлого заставили руководство флота, высшее военно-политическое руководство СССР строить новый, океанский, ракетно-ядерный Военно-морской флот.
Однако созданный первоклассный военный флот сегодня, к большому сожаления, переживает «вторую Цусиму».
12.6. Подведем итоги
В свете изложенного выше следует сказать, что в 70-х годах прошлого столетия предложения главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова создать оперативные соединения в стратегически важных районах Мирового океана — 5-ю оперативную (Средиземноморскую) эскадру, 7-ю оперативную (Атлантическую) эскадру, 8-ю оперативную (Индийскую) эскадру ВМФ, 10-ю оперативную эскадру кораблей ТОФ и 17-ю оперативную эскадру кораблей ТОФ в Южно-Китайском море, а также пункты их материально-технического обеспечения далеко за пределами своей страны не были абсурдными. Они подкреплялись конкретными решениями и реализовались в практические действия. Это была реакция на сложную военно-политическую обстановку и навязанную нам Западом «холодную войну», а также это была и демонстрация готовности СССР оспорить господство США в Мировом океане, бывшее почти безраздельным до 70-х годов прошлого столетия.
Боевая служба до 70-х годов прошлого столетия была напряженной и сложной во всех отношениях. На начальном ее этапе тяжелой она была в первую очередь в связи с удаленностью районов патрулирования и отсутствием должного тылового обеспечения, а с появлением ПМТО за границей стало возможным значительно увеличить размах поисковых операций и других действий сил боевой службы в Северо-Восточной и Западной Атлантике, Средиземном море, в Тихом и Индийском океанах.
Военно-морская база СССР в бухте Камрань в тот период играла определенную роль в планах советского Военно-морского флота: она обеспечивала возможность присутствия наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского залива. База представляла собой серьезный военный опорный пункт в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Пункты материально-технического обеспечения в стратегически важных районах Мирового океана в 70-е и 80-е годы XX в. по решению высшего военно-политического руководства СССР созданы (построены), кроме Камрани, в пунктах: «Куба (порт Сьенфуэгос), Гвинея (порт Конакри), Ангола (порт Луанда), Эфиопия (о. Дахлак), Сомали (порт Бербера), Йемен (НДРЙ, рейд о. Сокотра), Египет (бухта Мерса-Матрух), Сирия (Тартус и Латакия).
Кроме того, для тылового обеспечения и судоремонта использовались порты Сплит и Тиват (Югославия), порт Александрия (Египет), порты Триполи, Тобрук (Ливия), Бизерта и Сфакс (Тунис)[6].
Оценивая деятельность Военно-морского флота СССР в кризисных ситуациях и в ходе боевой службы, сегодня можно утверждать, что к окончанию «холодной войны» он обеспечил защиту национальных интересов страны и поддержание благоприятного оперативного режима в стратегически важных районах мирового океана, способствовал созданию соответствующего политического климата, препятствующего развязыванию внезапной ракетно-ядерной войны вероятным противником ударами с океанских и морских направлений. Абсолютное превосходство Соединенных Штатов на море уже не было неоспоримым.
Накопленный в конце прошлого столетия опыт специально-технического и тылового обеспечения кораблей оперативных эскадр советского Военно-морского флота будущими поколениями российских моряков еще будет востребован. Без знания, обобщения и усвоения такого опыта боевую службу как формы оперативного использования сил флота в мирное время, придется начинать с чистого листа.
Военно-морской флот СССР в 70–80 годы прошлого столетия положил конец господству американского флота на морских и океанских просторах и стал реальной силой, способной выполнить любую из поставленных перед ним задач. Этот период, а это эпоха С.Г.Горшкова — эпоха океанского ракетно-ядерного флота, по праву считается золотым этапом развития флота России.
Историкам, психологам, аналитикам еще предстоит объяснить, почему в ХХ веке российский флот достиг высочайшего уровня морского могущества — небывалого за триста лет его существования. Ни одна морская держава не имела такого подводного флота, какой имел СССР в годы «холодной войны», ни по количеству кораблей, ни по скорости хода, ни по глубине погружения, ни по выносливости экипажей.
При подведении итогов читателей могут заинтересовать такие факты по подводным силам.
Наибольшее число подводных лодок, построенных в течение года: 74 ПЛ, 1955г. (2 ПЛ — пр. 611, 67 ПЛ — пр. 613, 5 ПЛ — пр. 615А).
Наибольшее число атомных подводных лодок, построенных в течение года: 12 АПЛ, 1971г. (6 АПЛ — пр. 667А, 3 АПЛ — пр. 670, 2 АПЛ — пр. 671, 1 АПЛ — пр. 705).
Наибольшее число подводных лодок, построенных одним заводом в течение года: 37 ПЛ (пр. 613), 1955г.; судостроительное предприятие «Красного Сормова», г. Горький.
Наибольшее число атомных подводных лодок, сданных флоту одним заводом в течение года: 6 АПЛ, (1969г. — 5 АПЛ пр. 667А и 1 АПЛ пр. 661, в 1970 г. — 6 АПЛ пр. 667А); «Севмашпредприятие», г. Северодвинск.
Наибольшее количество подводных лодок, построенных по одному проекту: 113 ПЛ пр. 613, 1951–1956гг.; судостроительное предприятие «Красного Сормова», г. Горький
Самая большая в истории подводных сил России серия: 215 средних дизельных ПЛ пр. 613 (ЦКБ МТ «Рубин»).
Самая многочисленная серия больших дизельных подводных лодок: 75 ПЛ пр. 641 (ЦКБ МТ «Рубин»).
Самая большая серия атомных подводных лодок: 34 ПЛАРБ пр. 667А (ЦКБ МТ «Рубин»).
Самая большая серия атомных подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами: 29 единиц проекта 675 (ЦКБ МТ «Рубин»).
Самая большая серия многоцелевых (торпедных) атомных подводных лодок: 26 ПЛАРК 671РТМ (СПМБМ «Малахит»).
7 июля 1998г. экипаж РПКСН «Новомосковск» из подводного положения осуществил запуск искусственного спутника Земли «Тубсат-Н» ракетой РСМ-54С.
Три отечественные подводные лодки вошли в Книгу рекордов Гиннеса:
• самая большая в мире атомная подводная лодка с надводным водоизмещением 23 200 т, подводным — 48 000 т: ТК-208 пр. 941 типа «Акула»; сдана в 1981 г. «Севмашпредприятием»;
• самая глубоководная в мире атомная подводная лодка с глубиной погружения 1000 м: К-278 пр. 685; сдана в 1983г. «Севмашпредприятием»;
• самая быстроходная в мире атомная подводная лодка с подводной скоростью 44,7 узла: К-162 пр. 661; сдана в 1969г. «Севмашпредприятием».
Ни один из этих рекордов до сих пор не превзойден. Советскому подводному флоту принадлежит немало других рекордов, не внесенных в Книгу рекордов Гиннеса. Так, первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки был осуществлен 16 сентября 1955 г. с борта ПЛ Б-67. В 1960г. в Белом море с той же ПЛ Б-67 был выполнен первый в мире подводный старт баллистической ракеты.
Первой в мире атомной «малюткой» была подводная лодка пр. 705. Это был истребитель-перехватчик вражеских подводных лодок и надводных кораблей. Высокая скорость (до 40 узлов) позволяла уклоняться даже от торпед.
«По состоянию на 1 января 1991г. в составе советского ВМФ имелось:
59 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН);
186 многоцелевых подводных лодок, в том числе 97 атомных;
111 крупных надводных кораблей дальней морской зоны;
309 кораблей прибрежного действия;
351 боевой катер различного назначения;
1656 самолетов и 571 вертолет морской авиации.
Общая численность личного состава ВМФ составляла примерно 450 тыс. человек.
Была создана мощная база судостроения и судоремонта, состоявшая из более чем 50 предприятий с объемом производства 4,4 млрд рублей и численностью работающих в 350 тыс. человек.
Главная задача, которую решал ВМФ СССР вместе с другими видами Вооруженных сил, это предотвращение развязывания войны, а в случае агрессии — ее отражение, прикрытие объектов страны и войск от ударов с океанских и морских направлений, лишение противника возможности вести наступательные операции и создание условий для восстановления мира. Для решения этих задач в составе ВМФ имелись морские стратегические силы и силы общего назначения»[7]. .
К июлю 1997г. из боевого состава ВМФ России были выведены в отстой с последующей утилизацией 156 АПЛ, в том числе 20 атомных подводных крейсеров стратегического назначения.
В целом с 1992 по 1997г. корабельный состав ВМФ России сократился наполовину, а самолетный парк авиации ВМФ на 78 %.
После 1990г. темпы и объемы строительства подводных лодок резко снизились. Если в 1981–1991гг. была построена 91 подводная лодка, то за следующее десятилетие (1991–2000) — всего 26.
За первые четыре года третьего тысячелетия сдана только одна подводная лодка: атомный многоцелевой подводный крейсер пр. 971 «Гепард» в 2001г.
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения пр. 941 типа, занесенные в книгу рекордов Гиннеса как самые большие в мире по водоизмещению, в 1996–1997 гг. выведены из боевого состава флота, а в марте 2004г. принимается решение об их ликвидации. Срок службы таких РПКСН составил 12 лет (ТК-202 — 13 лет). По кораблестроительным планам они могли служить не менее 40 лет. Однако остаются в строю РПКСН пр. 667БДР, которым за 30 лет. Удивительная арифметика.
К сведению читателя: ни одной ПЛАРБ типа «Огайо», подлежавших выводу из состава флота в соответствии с условиями договора по ОСВ‑2 (4 ПЛАРБ из имеющихся 18 должны были списать), американцы не уничтожают. Все 4 ПЛАРБ переоборудуются под носители крылатых ракет — модернизированных «томагавков» или новых «Fasthawk», которые размещаются по 6 штук в каждую из 22 шахт (две шахты остаются в резерве для других целей: для обеспечения выхода из ПЛ и приема на борт боевых пловцов подразделений специальных операций — ССО).
Можете представить себе, в какой мощный, скрытый, маневренный, быстроходный плавучий арсенал крылатых ракет превращается ПЛАРБ. Ударный потенциал такого ракетоносца (132 крылатые ракеты) несоизмерим ни с чем, имеющимся в мире. При этом каждая из модернизированных ПЛАРБ, превращенная в ПЛАРК, сможет эксплуатироваться еще в течение 20 лет.
Снимаемые с многоблочных головных частей разделяющие головки индивидуального наведения, в отличие от нас, американцы не уничтожают, а складируют (в нарушении подписанных ранее договоров).
С 90-х годов прошлого столетия наступила длительная пауза (уже более 20 лет) в строительстве крупных кораблей для Военно-морского флота. Государство перестало принимать кораблестроительные программы и финансировать их.
Ежегодные объемы финансирования национальной обороны России определены на уровне 2,8 % ВВП, и их трудно увеличить. В 2009г. военные расходы России составили 37,8 млрд долларов, а США — 547 млрд долларов. По оборонному бюджету мы занимаем лишь седьмое место в мире.
Передовые силы, первый стратегический эшелон обеспечения национальной безопасности государства — оперативные эскадры на Средиземном море, в Индийском океане, Южно-Китайском море, на Тихом океане, флотилии атомных подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов — прекратили свое существование. Они расформированы.
Флот России вернулся к своим берегам. Его развитие в очередной раз за 300 лет остановилось. Бывший главнокомандующий ВМФ СССР, РФ (1985–1992), Герой Советского Союза адмирал флота В.Н.Чернавин, ныне президент Союза моряков-подводников ВМФ по данному печальному поводу пишет: «Нечеловеческие усилия по поддержанию стратегического паритета с западным миром… сведены к нулю»[8].
[1] Главный штаб ВМФ. История и современность. 1696–1997 гг. М., 1998. С. 158.
[2] Монаков М.С., Родионов Б.И. История Российского флота в свете мировой политики и экономики (X–XIX вв.) / Под общей ред. В.И.Куроедова. М., 2006. С. 796, 797.
[3] Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии русского Императорского флота. М., 2007. С.247.
[4] Горденев М.Ю. Морские обычаи, традиции и торжественные церемонии русского Императорского флота. М., 2007. С.246.
[5] Заключения следственной комиссии о Цусимском бое / Морской сборник. 1917. №8.
[6] Монаков М.С. Главком. Жизнь и деятельность адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова. М., 2008. С.618–619.
[7] Капитанец И. М. На службе океанскому флоту. 1946–1992 гг. Записки командующего двумя флотами. М., 2000. С. 724.
[8] Морской сборник. 2011. №6. С.49.