Клуб Адмиралов

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005297860.jpg 

Уважаемые читатели!

По вопросу приобретения книги обращаться:

e-mail: klubadmiral@mail.ru

+7(905)790-1167 +7(495)604-3847

Автор: Н. Ф. Матюшин

Издательство: Кучково поле

ISBN: 9785995002116

Год: 2011

 

Аннотация:

 

 

В конце XX века были сформирована 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен пункт их материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань, принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования было определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение присутствия наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского залива и эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с советским и российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике Вьетнам с 1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота.

 

 

 

Содержание

 

К читателям

Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)

Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…

Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)

Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ

Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок

Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей

Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района

Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)

Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи

Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк

Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР

Глава 12. Завершающий этап 23-летнего советского и российского военно-морского присутствия на полуострове Камрань

Заключение

Приложения:

Приложение № 1 (главные строители)

Приложение № 2 (персоналии)

Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)

Приложение № 4 (рассказ Шамиля)


Фотоальбом

 

Использованная литература

Список  условных сокращений

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)  

                               

 

 

 Полуостров  Камрань находится в южной части Центрального Вьетнама(12° с. ш.).  Его стратегическое значение определяется наличием глубоководной бухты общей площадью 60 кв. км,  способной принимать  корабли любого класса и водоизмещения.  Внутренняя бухта Биньба и  бухта Камрань, находящиеся на полуострове Камрань, идеально защищены от неблагоприятных погодных явлений.

Горы, окружающие бухту по  периметру, защищают   ее  от  ветров. Бухта Камрань глубоководная и благодаря природным условиям считается одной из лучших бухт в мире. Эти качества Камрани издавна  привлекали внимание командования военных флотов как акваторию, идеально подходящую для размещения там  военно-морской базы. 

История бухты и полуострова Камрань – это  летопись иностранного  военного присутствия  на вьетнамской  земле  в течение  последних  160  лет.

Вьетнам – страна с  древнейшей историей и культурой. Королевство Вьетнам  существовало с 100 г. н. э. С Вьетнамом  традиционно  враждовал  Китай. Вьетнам даже несколько  веков входил  в  состав  Китая.  Однако  в X  в. Вьетнам  сумел все-таки обрести  независимость, но и в дальнейшем между ними часто вспыхивали многочисленные  военные  конфликты.

Во второй половине XIX в. живейший интерес к территории Юго-Восточной Азии стала проявлять Франция. Начало колонизации Вьетнама положила Франко-вьетнамская война 1858–1962 гг., в которую втянулась затем и Испания. По франко-испано-вьетнамскому договору 1862 г. к Франции отошли три восточные провинции Южного Вьетнама. Колонизация всей страны была завершена в ходе войны 1883–1884 гг.: согласно мирному договору, подписанному 6 июня 1884 г., Вьетнам признал французский протекторат, означавший в действительности превращение Вьетнама в колонию Франции.

Страна искусственно была разделена на три части — колонию Кохинхина (Южный Вьетнам), протектораты Аннам (Центральный Вьетнам) и Тонкин (Северный Вьетнам).

Вместе с Лаосом и Камбоджей Вьетнам вошел в состав Французского Индокитая.

Колониальное господство  Франции продолжалось  до  1956 г.

Во второй половине XIX в. интерес к  удобным  гаваням на Тихом  океане стала проявлять и Российская империя. К этому времени относятся упоминания о первых контактах русских и вьетнамцев. Так, в 1862 г. русский корвет «Калевала» (командир – капитан-лейтенант В. Ф. Давыдов), совершавший кругосветное плавание, бросил якорь в Сайгонской бухте. Среди членов экипажа корабля находился 20-летний гардемарин Константин Станюкович, будущий известный писатель. Он впоследствии вспоминал: «Местные жители, узнав, что неведомый корабль прибыл с мирными целями, встретили посланцев далекой России с искренним радушием. В свою очередь русские моряки отвечали им откровенным сочувствием, столкнувшись с полной драматизма жизнью и борьбой вьетнамского народа против иноземных колонизаторов».

В  августе  1886 г.  капитану 1 ранга С. О. Макарову,  командиру  корвета  «Витязь», перед выходом в кругосветное плавание было дано предписание: осмотреть  и  описать  некоторые бухты  и  порты  на  Дальнем  Востоке  и  в  Южно-Китайском  море. Эти гидрографические исследования необходимы были для того, чтобы  выяснить, в  какой  мере  азиатские бухты и порты могут быть использованы военными кораблями России  в мирное и военное время. Во время этого плавания корвета  «Витязь» посетил многие  бухты,  порты и острова. Экипаж под руководством С. О. Макарова произвел обследование и описание их,  оценил их пригодность для захода и стоянки военных кораблей. В  конце 1888 г., во  время следования  из Владивостока в Кронштадт через  Индийский  океан, «Витязь»  заходил  в порты  Пан-Ранг (Камранг, протекторат Аннам) и Сайгон.

Первым русским военным кораблем у берегов Северного Вьетнама был крейсер 2 ранга «Забияка» (1894).

С начала XX в. европейские государства начали усиленную борьбу за господство на Тихом океане и раздел Китая, в котором участвовала и Россия.

При проведении своей экспансионистской политики на Дальнем Востоке Россия столкнулась с колониальными интересами ведущих западных держав того времени – Великобритании, Франции, Германии. Однако в вооруженную борьбу против России выступили не они, а набиравшая силу Япония, молодая капиталистическая держава Юго-Восточной Азии: она нацелилась на форпост континентальной Азии – на беззащитную Корею и обессиливший Китай. Но и Россия жаждала втянуть их в свою сферу влияния. В начале XX в. вооруженное противоборство двух империй стало неизбежным.

Япония, располагавшая хорошей разведывательной агентурой в России, считала, что Россия не готова к войне. Поэтому в январе 1904 г. она без объявления войны неожиданно напала на русскую крепость Порт-Артур. Героическая оборона крепости длилась 11 месяцев, но, в конце концов, была сдана. Нанеся еще ряд тяжелых поражений царской армии, японцы разгромили ее под Мукденом. За этим последовал полный разгром и гибель в Цусимском проливе 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского, посланной на Дальний Восток для наращивания находившейся там военно-морской группировки.

1  апреля  1905  г. по новому стилю, уже во  время  Русско-японской  войны, корабли  эскадры, следовавшие на Дальний Восток из Кронштадта и портов Балтики вокруг Африки,  вошли  в бухты   Камрань (старое  название – Камранг),  Ван-Фонг (в 30  милях  севернее  Камрани)  и  стали  на  якоря  по  диспозиции.  Предполагалось  произвести текущий  ремонт,  погрузить  топливо  и пополнить  запасы.  К этому времени корабли уже прошли 16 600 миль – в   среднем  по  180  миль  в  сутки со средней скоростью  хода 7,5  узла.  Расход  угля,  включая  дни  стоянок,  составил  12 000 т.  До  Владивостока  оставалось  2500 миль. 

Прибытие  русских  кораблей  в  бухту  Камрань  не  обрадовало  французские  власти  протектората  Аннам.  

Эскадра  оставалась  в  Аннаме целый  месяц.  

Почему?

Обратимся  к  документам  Следственной  комиссии  по  выяснению  обстоятельств  Цусимского  боя, созданной приказом по Морскому ведомству 19 декабря 1905 г.

Впервые   полный  текст  заключения комиссии был опубликован  в  журнале  «Морской  сборник» (№ 7, 8 и 9 за 1917 г.). Сами документы хранятся в  архивах Российского государственного архива Военно-морского флота (РГАВМФ). Именно они  помогут нам  сегодня,  спустя  более 100 лет со  дня  величайшей  трагедии  в  истории  флота России,  понять  необходимость   присутствия  советского  и  российского  Военно-морского  флота в  бухте  и  на  полуострове  Камрань  в дружественной  нам  стране  на  основе соглашений  между  СССР  и  СРВ.

Это  как  раз то,  к  чему  стремилась,  но  не  смогла   своевременно  осуществить   царская Россия  до  начала  Русско-японской  войны, – создать  пункты  базирования  русских  кораблей  на  территории  государств,  представляющих  для  нее определенный  интерес, со  всеми  необходимыми  для  флота  материальными  запасами.  

Приведем некоторые выдержки из книги (сборника  документов) К. П. Губера «Цусима. Хроника похода и сражения» (СПб, 2007. С. 88–102.).

 «1 апреля (бухта Камранг). 

Эскадра  стоит  в  полной  боевой  готовности,  в  ночное  время  с  опущенными  противоминными  сетями.

Пользуясь  благоприятной  погодой,  эскадра  приступила  к погрузке  угля...

2 апреля (бухта  Камранг).

Усиленная  погрузка  угля  на  боевые  суда и  транспорты  с  пароходов-угольщиков…

Японское  правительство  предъявило  французскому  правительству  протест  по  поводу  нахождения  русской  эскадры  в  бухте  Камранг...

3  апреля (бухта  Камранг).

Погрузка  угля  с  пароходов-угольщиков...

Вице-адмирал З. Рожественский  сообщает  в  Петербург:  «В Сайгоне  нет  никакого  чиновника  нашего  Министерства  иностранных  дел.  В  такое  серьезное  время  нельзя  сноситься  с  соседними  консулами.  Этим  эскадра  совершенно  отрезана…

6  апреля (бухта  Камранг).

В  8  часов  эскадра  в  составе…  вышла  в  море.

Оставшиеся  в  бухте  суда  грузились  углем  с  транспортов....

7  апреля (бухта  Камранг).

Вице-адмирал  Рожественский  сообщает  в  Петербург,  что  рассчитывает найти  в Сайгоне  уголь  для  эскадры.  «Оказалось,  что,  невзирая  на  мои  ходатайства,  много  раз  повторенные,  начиная  с января,  в  Сайгоне не  сделано  никаких  приготовлений… Отсюда  задержка  дальнейшего  движения  на  неопределенное  время  и  потеря всех выгод  внезапности». (Телеграмма  № 98). В  результате  уже через  три  дня  к  эскадре  стали  прибывать  угольщики  из  Сайгона…

8  апреля (бухта  Камранг).

Французское  правительство  передало  через  контр-адмирала Жонкьера  просьбу  к  вице-адмиралу Рожественскому  покинуть  бухту.

9 апреля (бухта  Камранг).

В 13 часов по настоятельной  просьбе французского правительства покинуть  территориальные  воды  эскадра  в  составе  всех  боевых  судов  вышла  в  море  и  держалась  под  парами  у  бухты  Камранг,  двигаясь  малым  ходом  для  сохранения  строя…

10 апреля (бухта  Камранг).

Эскадра  находится  в  море  у  бухты  Камранг,  двигаясь  3-узловым  ходом.  Некоторые  суда  грузятся  в  море  углем  с  транспортов.

С  утра  эскадра  застопорила   машины. Крейсера  расставлены  кругом по  всем  румбам  для наблюдения  за  горизонтом…

Вице-адмирал  Рожественский  сообщает  в  Петербург,  что  до  9   апреля  им  «не  получено  никакого  угля   из  Сайгона...  По  настоянию  французского  правительства   должен  уйти  из  территориальных  вод.  Буду  держаться  в  море.  Не  могу  тронуться  по  назначению,  пока  эскадра  не  будет  обеспечена  углем,  но  и  стоянкой здесь  под  парами,  быстро  иду  к  полному  бессилию.  Каждый  день  трачу  1000 тонн»…

11 апреля (бухта  Камранг).

Эскадра  под  парами в  море  у  бухты  Камранг.  Миноносцы  вследствие  ветра  и  зыби  отстаиваются  у  входа  в  бухту.

Из  Сайгона  прибыли  три  парохода-угольщика  и  два  немецких  парохода  с провизией,  материалами  и  почтой...

12 апреля (бухта  Камранг).

Эскадра  в  море  перед бухтой  Камранг.

По  мере  надобности  суда  заходят  в  бухту  и  здесь  грузятся  углем  с  транспортов.

Получено  приказание  из  Петербурга  покинуть  территориальные  воды…

13 апреля  (бухта Камранг).

Окончив  к  6  утра  погрузку  угля,  крейсеры,  миноносцы  и  транспорты  вышли  из  бухты  Камранг.

В  9  часов  30  минут  эскадра,  взяв  курс  на  N,  направилась  в  бухту Ван-Фонг...

14 апреля (бухта  Ван-Фонг). 

Погрузка  угля  на  крейсеры.

Крейсеры  «Рион»  и  «Терек»  задействованы  в  дозорной  службе.  Миноносцы  «Блестящий»  и  «Грозный»  в   сторожевой  службе.

В  Сайгоне  для  обеспечения  эскадры  сосредоточено 13 пароходов-угольщиков.  Выслано  три  парохода  с  углем  и  два  с  провизией  и  материалами…

15  апреля (бухта  Ван-Фонг).

Вице-адмирал Рожественский сообщает, что ввиду просьбы французского  правительства  об  уходе  из  территориальных  вод,  он  перейдет  на  60  миль  к  северу,  где  будет  грузиться  углем  в  одной  из  уединенных  бухт...

17  апреля (бухта  Ван-Фонг).

Светлое  Христово  воскресенье.

После  заутрени  вице-адмирал  Рожественский  на  катере  обошел  все  суда  эскадры,  поздравляя  с  праздником  Пасхи.

Приказ  командующего  эскадрой  всем  судам  приготовиться  к  погрузке  угля  до  полного  запаса  на  3000 миль  при  скорости  хода  10  узлов.

Согласно  высочайшему  приказу  по  морскому  ведомству  № 608  в  следующие  чины  произведены  27  офицеров  эскадры...

19  апреля (бухта  Ван-Фонг).

Ввиду слухов  о  присутствии  в море  японских кораблей, команды  пароходов-угольщиков… отказываются  обслуживать  суда…

25  апреля (бухта  Ван-Фонг).

Эскадра  с  вечера  установила  связь  по  беспроволочному  телеграфу  с  отрядом  контр-адмирала  Небогатова.

26  апреля (бухта  Ван-Фонг).

В  8  часов  вся  эскадра  снялась  с  якоря  и  вышла  в  море  навстречу  контр-адмирала  Небогатова.

В  14  часов  25  минут  на  горизонте  показались  суда  отряда  контр-адмирала  Небогатова.

В  15  часов  после  обмена  салютами,  произошло  соединение  в  20  милях севернее   от  входа  в  бухту  Ван-Фонг.

По…  сигналу  отряд контр-адмирала  Небогатова  вступил  в  кильватер  броненосцам,  и  эскадра  в  полном  составе  9-узловым  ходом  направилась  к  порту Дайот…

27  апреля (Порт-Дайот) [бухта, ближайшая  к  бухте  Ван-Фонг. –  Авт.].

Вице-адмирал Рожественский... отослал  прибывший отряд  в  ближайшую  с  Ван-Фонгом бухту Порт-Дайот  для  осмотра  машин  и  котлов,  исправления  повреждений  и  приема  угля  и  материалов  с  транспортов.

Остальные  корабли  эскадры  продолжали  оставаться  в  море.

Прибытие  отряда  контр-адмирала Небогатова  в  территориальные  воды  вызвало  протест  французского  адмирала  Жонкьера  и  местного  губернатора,  но  ввиду  того, что по всему побережью Аннама  не  было якорных стоянок  вне французских  территориальных  вод,  высылки  избежать  было  нельзя. Одновременно  вице-адмирал Рожественский  послал  письменное  обещание  уйти  со  всей  эскадрой  не  позже  1 мая.

28  апреля (Порт-Дайот).

Отряд   броненосцев,  оставшийся  в  море,  пробовал  начать  очередную  погрузку  угля  с  транспортов,  но  вследствие  начавшейся  сильной  зыби  работы  пришлось  прекратить.  Отряд  с  наступлением  темноты  вошел  в  бухту  Ван-Фонг  и тотчас  приступил  к  погрузке,  продолжавшейся  всю  ночь.

29  апреля (Ван-Фонг,  Порт-Дайот).

Окончив  погрузку,  броненосцы  с  рассветом  вышли  в  море.

Сигналом  адмирала  приказано  всем  судам  готовиться  к  походу…

Суда   успешно  догружают  машинные  материалы,  воду  и  боевые  запасы  с  крейсера 1 ранга «Владимир  Мономах» и броненосца  береговой  обороны «Генерал-адмирал Апраксин».

 

30  апреля  (Ван-Фонг,  Порт-Дайот).

В  13 часов к эскадре прибыло из Сайгона госпитальное судно «Кострома», пополнившее  запасы  медикаментов…

1  мая  (Южно-Китайское  море).

В  17   часов  вся  эскадра  стала  выходить  поотрядно  в  море.

В    9  часов  утра,  выстроившись  на  ходу  в  походный  порядок,  эскадра  малым  ходом  легла  на  курс  NO  42 град.

В  11 часов  эскадра  увеличила  скорость  хода  до  9  узлов…»

28 апреля 1905 г. вице-адмирал З. Рожественский издал последний приказ № 229 по эскадре, в котором он, в частности, обращался к офицерам и нижним чинам с такими словами:

«– японцы беспредельно преданы престолу и Родине, не сносят бесчестия и умирают героями...

–  посрамленная и униженная Родина ждет подвигов от нас. Умремте все и своей кровью смоем горький  стыд России». (Имелась ввиду позорная сдача Порт-Артура. – Авт.)

Все  корабли  2-й Тихоокеанской  эскадры вышли  из  гаваней  Индокитая, взяв  курс  на  Владивосток  через   Корейский    пролив.

14 мая 1905 г. с появлением  на горизонте японских кораблей на флагманском броненосце  «Князь Суворов»  взвился сигнал:  «Курс  норд-ост,  23 градуса. Бить по головному». Однако шансов у русской эскадры не было никаких.  Никаких! 

Корабли главных  сил японского флота значительно превосходили корабли русской  эскадры  по всем  важнейшим  тактико-техническим  элементам.

Цусимское сражение  14–15  мая  1905 г.  стало  трагическим  эпилогом похода 2-й  Тихоокеанской  эскадры  на  Дальний  Восток.  Однако  Цусимское  сражение    это  не  только  трагедия  русского  флота,  но  и  пример  редкого  мужества  и  героизма  его  моряков.  Оказавшись в безвыходном  положении,  они  самоотверженно  сражались  с  превосходящими  силами  противника.

Выше приведены некоторые сведения, взятые из сборника документов «Цусима.  Хроники  похода  и  сражения», касающиеся  тылового  и  технического  обеспечения  кораблей  2-й  Тихоокеанской  эскадры  за  период  с  1  апреля  по  1  мая  1905  г.  и  кораблей  отряда  контр-адмирала  Небогатова  с  27  апреля  по  1  мая. По ним читатель  может  представить  масштабы  сделанного  русскими  моряками   на  переходе  из  портов  Балтики   и  в  портах  Южно-Китайского  моря. 

До  начала  Цусимского сражения  нижние  чины и офицеры  2-й  Тихоокеанской  эскадры  совершили  подвиг, равного  которому  не  было  в  истории  военных  флотов  других  государств. Русские  корабли   за  7-месячное  плавание  преодолели  тяжелейшие 16 600 миль   без захода в пункты материального  и  технического снабжения кораблей. Их там у России просто не было. 

Несмотря  на  горечь  поражения,  героизм большинства русских  моряков  и  сегодня  вызывает искреннее восхищение. Не за проигранное сражение, а «…за  поход... за  тяжелейшие  угольные  погрузки, зачастую  проводившиеся  в  открытом  море,  и  другие  тяжести… перехода»  в приказе  по  Морскому  ведомству  от  30  августа  1907 г. № 199, «Государь Император  в  19  день февраля  сего  года  соизволил установить... медаль  в  память  плавания  вокруг Африки 2-й Тихоокеанской эскадры  под  командой  генерал-адъютанта  Рожественского  для  ношения  на  груди  офицерами  и  нижними  чинами, находившимися  на  судах, совершивших  этот  переход».   Медаль  так  и  называлась:  «В  память  плавания  вокруг  Африки  2-й Тихоокеанской  эскадры  под  командой  генерал-адъютанта  Рожественского».

Всего  на  санкт-петербургском Монетном  дворе было изготовлено 5500 медалей  для  награждения  офицеров  и  нижних  чинов.

Но, к сожалению, не все моряки эскадры получили эти памятные медали: на переходе, до Цусимского сражения, на кораблях  умерли  пять офицеров и 25  нижних  чинов, было списано  по  болезни  10  офицеров  и  42  нижних  чина,  из  них  один  офицер  и  три  нижних  чина  – психически  больные  и  28 – туберкулезных.

После окончания Русско-японской войны через Камрань на Балтику возвращались  остатки  1-й  и  2-й  Тихоокеанских  эскадр:  эскадренный броненосец  «Цесаревич»,  крейсеры  «Россия»,  «Громобой»,  «Богатырь»   и  «Диана».

В 1914 г. в бухте Камрань  пополняли запасы  угля  российские  крейсеры «Аскольд»  и  «Жемчуг», входившие  с началом Первой мировой войны в состав союзной  англо-французской  эскадры, предназначавшейся для  борьбы  с  германскими  рейдерами  в  Южно-Китайском  море.

 

                                                                                

В нарушение исторической хронологии отдельные размышления и выводы по обстоятельствам пребывания (стоянки) кораблей  2-й Тихоокеанской эскадры вице-адмирала З. Рожественского с 1 апреля по 1 мая 1905 г. в порту Камрань перед Цусимским сражением в историческом обзоре будут вкраплены в историю ВМФ СССР и РФ. Полагаем, ошибки, допущенные царским правительством, Государственной думой и Генеральным штабом накануне Русско-японской войны, имеют место и сегодня. Сделаны ли выводы? К сожалению, нет.

С горечью в душе непроизвольно возникает вопрос, ставший уже почти риторическим: почему океанский, ракетно-ядерный флот СССР, положивший конец безраздельному господству ВМС США в Мировом океане в 80-е годы прошлого столетия,  переживает сегодня «вторую Цусиму»?  Ведь может наступить момент, когда размышления Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации Д. Медведева о том, что  «…без Военно-морского флота у России нет будущего ни как у морской державы, ни как у государства», окажутся пророческими.

Никто в мире, кроме нас, не сокращает свои военно-морские силы и вооружения. Никто!  Мы – единственная держава, которая с удивительным спокойствием, а порой даже и с залихватским азартом, сокращала свой флот после распада Советского Союза. Правда, в новом бюджете несколько увеличилось финансирование Вооруженных сил. Но в некоторых СМИ, твердо ориентированных на Запад, по этому поводу уже раздаются истошные вопли…

Краткий анализ заблаговременной подготовки Россией театра  военных  действий  перед  войной  с  Японией  и  разбор  некоторых  причин  поражения 2-й  Тихоокеанской эскадры  З. Рожественского  14  и  15  мая  1905  г. по  материалам   работы  Следственной  комиссии  по  выяснению  обстоятельств Цусимского  боя  сделаем  в  двенадцатой главе настоящего  исторического  обзора.

 Прежде следует, пожалуй, познакомиться с историей строительства военно-морской базы Камрань.

Строительство военно-морской базы Камрань начали французские власти в 30-х годах XX в. В 1938–1940 гг.  строятся каменные здания (впоследствии 4-го военно-морского района ВМС Демократической Республики Вьетнам), одновременно делается отсыпка причальной стенки, сооружаются на сваях  деревянные пирсы. С материком полуостров был связан в то время паромной переправой.

С  началом Второй  мировой  войны французские войска, находившиеся на территории Вьетнама, были разоружены  японцами. 23  июля 1941 г. между Японией и  Францией  было заключено соглашение об использовании японскими войсками военных баз в Индокитае. В  бухту  Камрань регулярно стали заходить  корабли  японских военно-морских  сил.  Война  и последующие события в самом Вьетнаме останавливают  строительство   военно-морской  базы  на  полуострове до середины 60-х годов.

После  капитуляции Японии  и победы Августовской революции  2 сентября 1945 г. национально-освободительной революции, свергшей марионеточный прояпонский режим Вьетнамской империи, существовавшей на территории Вьетнама в конце Второй мировой войны,  была обнародована Декларация независимости и провозглашена  Демократическая Республика  Вьетнам (ДРВ). 

В конце  1945 г.  Франция,  пытаясь  восстановить  свои  колониальные  права,  вновь  высадила  войска   и  развернула  боевые  действия  сначала  на  юге, а  затем в масштабе  всей  страны. 

В 1949 г. французские колонизаторы создали на  юге Государство Вьетнам, разделив,  таким  образом, единое государство  на два: ДРВ – столица Ханой и Южный Вьетнам – столица Сайгон. В  ответ  вьетнамский  народ  поднялся  на  всеобщую  войну  Сопротивления – войну вьетнамских националистов, объединенных под эгидой политического движения Вьетминь, против французской колониальной администрации, которая продолжалась девять лет –  с 1945 по 1954 г. 

Движение Сопротивления, усилившись за счет  помощи  из Китайской  Народной  Республики  и  СССР,  постоянно наносило колониальным французским  войскам ощутимые  удары. Кульминация борьбы за независимость наступила после серьезного поражения французских войск в марте 1954 г. в районе Дьенбьенфу. Это обстоятельство и  требование мировой  общественности ускорили прекращение вооруженного противоборства. В июле 1954 г. Франция и Вьетминь подписали Женевские соглашения, положившие конец войне и началу выводу французских войск. Создались предпосылки к мирному объединению Вьетнама. Во  время войны армии французских  колонизаторов  и  марионеточной  администрации Южного  Вьетнама потеряли около  полумиллиона солдат  и  офицеров.

Небольшая страна-колония вышла победительницей в единоборстве с крупной  колониальной  державой.

В 1955–1956 гг.  французские  войска  покинули Вьетнам,  но  вместо профранцузского   режима в Южном Вьетнаме установился проамериканский режим. Вместо  300 тыс.  убывших  французских  войск  во  Вьетнам  прибыло  500  тыс. американских  военнослужащих. Южновьетнамские  власти,  пользуясь  покровительством  и  поддержкой   США, сорвали  выполнение Женевских соглашений.

Началась национально-освободительная борьба, которую возглавил Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), образованный 20 декабря 1960 г. на учредительном съезде в одном из освобожденных районов  Южного   Вьетнама. Партизанскими  операциями  НФОЮВ  при военной поддержке  ДРВ подрывал влияние сайгонского режима  на периферии.

7 августа 1964 г., после инцидента в Тонкинском заливе, во время которого три торпедных катера ВМС ДРВ предприняли попытку атаковать находившийся в заливе американский эсминец, конгресс США принял так называемую Тонкинскую резолюцию, предоставлявшую президенту Линдону Джонсону право использовать американские вооруженные силы в Юго-Восточной Азии.

В 1964–1965 гг.  США  развернули воздушную войну против ДРВ,  а в 1965 г. ввели свои войска в Южный Вьетнам  и взяли на себя  непосредственное   руководство  ведением   войны.

Тактическая авиация  ВВС и ВМС применялась как против патриотических  сил  НФОЮВ  в  Южном  Вьетнаме,  так  и  против объектов ДРВ. Массированные бомбардировки территории ДРВ авиацией США начались в феврале 1965 г. Они велись с целью вынудить коммунистических лидеров в Ханое отказаться от поддержки вооруженных сил Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, активизировавших боевые действия против прозападного режима Сайгон. 

Авиационные удары наносились в  основном  по  объектам  ПВО,  военным  сооружениям, электростанциям, предприятиям оборонной  промышленности, транспортным  магистралям  и  складам  горюче-смазочных материалов (ГСМ). Авианосцы  осуществляли постоянное боевое маневрирование на дальности 100–200  миль  от побережья ДРВ. В 1965 г. из 16 американских  ударных  авианосцев  в  боевых  действиях  во  Вьетнаме  принимали  участие  11, в том  числе  два  из  состава  Атлантического  флота.

Впоследствии военные действия охватили территорию не только собственно Вьетнама, но и соседних с ним Лаоса и Камбоджи. Со стороны ДРВ военные действия приняли форму партизанских операций на территории Южного Вьетнама при участии регулярных войск ДРВ против вооруженных сил Южного Вьетнама и его союзника США.

Помимо массированных бомбардировок Северного Вьетнама США оказывали поддержку Сайгону в проведении военных операций против партизан, предоставляли экономическую помощь.

Для  ведения  воздушной войны против Северного Вьетнама и крупномасштабной войны  против  НФОЮВ  американцам нужны были  базы для  своих военно-воздушных  и  военно-морских сил. Поэтому командование американского экспедиционного  корпуса  приступило к строительству на территории Южного Вьетнама  военных  баз,  в том числе и  военно-морской  базы Камрань.

В 1967–1969 гг. на полуострове сооружается аэродром с взлетно-посадочной полосой длиной 3,5 км, способной  принимать самолеты всех типов, в том числе стратегические бомбардировщики и тяжелую военно-транспортную авиацию. В  период  американской агрессии во Вьетнаме этот аэродром использовался для тылового обеспечения экспедиционного корпуса США  и способствовал воздушной переброске  вглубь  страны грузов, доставляемых из США морем. Стратегические бомбардировщики Б-52 на постоянной основе здесь не  базировались.

Одновременно развивалась на полуострове и  инфраструктура тылового обеспечения ВВС США: строились склады топлива, авиабомб, мин, ракет, снарядов и т. п. Эти склады обваловывались  песчаными валами,  которые скреплялись гудроном.

В  1968–1969 гг. строятся запасной  командный  пункт (ЗКП)  с  узлом  связи,  в том числе  тропосферной, жилой городок для летчиков (позже некоторое время использовался советским ВМФ как ПМТО), склады  медицинского оборудования и  технического  имущества, в  бухте  Бинь Ба – судоремонтные  мастерские. Весь полуостров опоясывается сетью  шоссейных дорог.

Построенные французами деревянные пирсы реконструируются и возводятся три  бетонированных пирса; на одном из них установили гидроподъемник. Пирсы были способны  обеспечить швартовку авианосных кораблей.

В 1972 г. южнее паромной переправы возводится двухколейный мост из стальных  металлоконструкций. Сегодня  это мост «Тигра и Дракона».

 

мост "Тигра и Дракона"

Особого внимания  заслуживает  созданная в конце 60-х – начале  70-х  годов  система охраны и обороны полуострова. Со стороны открытого моря оборона полуострова  обеспечивалась  системой дотов,  связанных между собой единой сетью управления огнем.   Вход в бухту прикрывали артиллерийские батареи, установленные на господствующих  высотах полуострова (впоследствии там были развернуты наши  посты наблюдения и связи – НИС).

Противодиверсионная оборона включала эшелонированное минирование вокруг  наиболее важных объектов:  складов  топлива,  авиабомб  и  артиллерийского  вооружения,  командных  пунктов,  узла  связи  и  др.

На  острове Тань открывается школа боевых пловцов-диверсантов.

Определенный  интерес  представляет  система биологической  защиты  бухты Камрань  с  использованием дрессированных морских львов. В зависимости от «специализации» и поступившей команды дельфин либо поражал аквалангиста своим «оружием», либо срывал с него дыхательный аппарат, либо выталкивал подводника на поверхность воды. Для поражения пловцов к голове животных прикреплялись шприцы с парализующим веществом. Обнаружив присутствие человека в воде бухты, морской  лев  подплывал к нему  и  терся головой о тело пловца, впрыскивая через шприц парализующий яд. Боевые дельфины не оставляли вражескому пловцу практически никаких шансов на выживание. С помощью дельфинов американцам удалось уничтожить до 60 боевых пловцов-вьетконговцев, пытавшихся подобраться к американским кораблям.

Тем не  менее, несмотря на тщательно спланированную систему противоподводно-диверсионной обороны (ППДО), вьетнамские  патриоты взорвали в 1971 г. два американских  крупнотоннажных судна.

Президент США  Л. Джонсон дважды – 26  октября 1966 г. и 23 декабря  1967  г.  – прилетал  в  Камрань  инспектировать  базу. Выступая  перед  американскими  военными,  он  заявил,  что  звездно-полосатый флаг  будет  реять  над базой  вечно. Однако это заявление оказалось недальновидным.

В конце 1968 г. Народные вооруженные силы освобождения Южного Вьетнама (так стала называться Армия освобождения, созданная в 1961 г.) провели новое наступление, после которого американо-сайгонские войска перешли в основном к обороне. Министр обороны США Р. Макнамара ушел в отставку, а президент Л. Джонсон отказался выдвигать свою кандидатуру на второй срок.

В феврале – марте 1971 г. крупным боевым событием была операция под кодовым названием «Лам Шон 719» (Lam Son 719), в ходе которой войска Южного Вьетнама при поддержке авиации США попытались перерезать «тропу Хо Ши Мина» в Лаосе и пресечь переброску оружия и солдат Северным Вьетнамом на юг. В самом Южном Вьетнаме в 1971 г. американские войска уже не проводили значительных боевых операций.

30 марта 1972 г., в католическую Страстную пятницу, началось очередное крупное наступление войск Северного Вьетнама на территории Южного Вьетнама – операция «Нгуен Хюэ» («Nguyen Hue»). Операция была названа так по имени национального героя, под руководством которого в 1789 г. были разбиты  вторгшиеся во Вьетнам войска маньчжурской династии Цин. На Западе она известна как Пасхальное наступление (Easter Offensive).

Северовьетнамские войска, участвовавшие в этой операции, насчитывали около 125 тыс. человек; впервые с начала войны они были усилены несколькими сотнями танков. Наступление проводилось в разных частях Южного Вьетнама.

В связи с продолжающимся ростом антивоенных настроений в США успех операции мог завершить войну на условиях, выгодных Северному Вьетнаму. Благодаря эффективной поддержке авиацией США, вооруженные силы Южного Вьетнама выдержали натиск противника; тем не менее часть территории Южного Вьетнама оказалась в руках Народных вооруженных сил Южного Вьетнама. Обе стороны были существенно истощены в ходе затяжных боев.

В целом неудачный исход операции «Нгуен Хюэ» вынудил руководство Северного Вьетнама активизировать переговоры с американскими представителями в Париже, чтобы дать США возможность скорейшего выхода из войны на почетных условиях.

Однако новый президент США Р. Никсон 4 апреля 1972  г.  принял решение о дальнейшей эскалации применения вооруженных сил во Вьетнаме. В течение последующего месяца в Тонкинском заливе были сосредоточены 6 авианосцев, 5 крейсеров, 40 эскортных кораблей.   Стратегические  бомбардировщики Б-52  и сверхзвуковые  истребители Ф-4 («Фантом»)  сроч­но  перебрасывались  в Индокитай  из  США и их баз, разбросанных по всему миру. 

Началась новая стадия войны. Огневая мощь Соединенных Штатов применялась в  неслыханных мас­штабах. К маю полторы сотни Б-52 и около 1 тыс. истребителей и штурмовиков обрушили массированные удары  на  позиции  патриотических  сил  в  Южном Вьетнаме.

Возоб­новились  воздушные  налеты и на ДРВ. 15 и 16 апреля Б-52 предприняли рейды на северовьетнамские города Ханой и Хайфон. Рейды несколько раз повторялись в том же месяце.

 

 

 

В ответ на возобновление Соединенными Штатами эскалации военных действий 1 мая 1972 г. северовьетнамские отряды совместно с Народными вооруженными силами освобождения Южного Вьетнама захватили г. Куангтри. Чтобы  прервать их снабжение из ДРВ по морю, 8 мая президент США Р. Никсон отдал распоряжение о блокаде портов противника. Началось минирование всех северовьетнамских  портов.

Последующие переговоры достигли результатов лишь в октябре, когда речь шла уже о конкретной дате подписания перемирия. Однако камнем преткновения стала позиция южновьетнамского президента Тхиеу, заставившего американскую делегацию выдвинуть явно неприемлемые для северовьетнамской стороны условия. Мирные переговоры вновь зашли в тупик.

В середине декабря представители Северного Вьетнама демонстративно отказались от продолжения переговоров, чтобы заставить американцев вернуться к условиям проекта договора, уже согласованного до вмешательства Тхиеу. Ответным шагом США стала почти двухнедельная (с 18 по 29 декабря 1972 г.) воздушная операция «Linebacker II» – широкомасштабная бомбардировка Северного Вьетнама, характеризовавшаяся самыми массированными за все время войны ковровыми бомбардировками военных и гражданских объектов Северного Вьетнама. Самолеты, заходя звеньями, состоявшими из трех Б-52,  накрывали 30-тонным смертоносным «ковром» жилые кварталы столицы ДРВ г. Ханоя,   города  и  порта Хайфона, других городов ДРВ. Было сброшено 100  тыс. т  бомб, что привело к большим разрушениям объектов промышленности и многочисленным жертвам (в Ханое погибло, например, 1318 человек).  

 

 

 

 

Так страна с развитой демократией - США   покоряла мирное население

 

По данным советской стороны, за время операции «Linebacker II» американцы потеряли 34 B-52 и 11 самолетов других типов.

Выступая на приеме для высокопоставленных лиц, президент   США  Никсон   выразил свое восхищение и благодарность аме­риканским летчикам, которые оставили рождественский стол с традиционной индей­кой и отправились выполнять «задание родины».

Воздушные бомбардировки городов и провинций ДРВ  и  Юга Вьетнама,   применение химического оружия, напалма, обстрелы территории крупнокалиберной корабельной  артиллерией,  гибель  мирного населения  и жестокое обращение с военнопленными  – все это  вызвало  гнев и возмущение  мировой  общественности  и  осуждение правительствами многих стран, в том числе и  некоторых стран блока НАТО. Внутри США стали постоянными и массовыми демонстрации против войны, унесшей жизни многих тысяч американцев,  и за вывод войск из Вьетнама.

Конгресс и средства массовой информации Со­единенных Штатов резко осуждали террористические бомбардировки и требовали немедленного их прекращения. Под давлением мировой общественности  в начале января  1973  г. авиационные налеты на ДРВ прекратились, а США вернулись за стол перегово­ров.

27 января 1973 г. было подписано Парижское мирное соглашение  о  прекращении  войны и восстановлении мира во Вьетнаме.  

Начался  этап  «вьетнамизации»  войны,  в  результате  которого  американские  войска  в  марте  1973  г.  из  Южного  Вьетнама  были  выведены,  за  исключением  20  тыс.  военных  советников,  и  заменены  частями марионеточной армии  сайгонского   режима. Америка  продолжала оказывать  южновьетнамскому  правительству  военную и экономическую помощь, а также политическую поддержку.

Однако Парижское мирное соглашение о прекращении огня на территории Южного Вьетнама не выполнялось – вооруженная борьба за эту территорию продолжилась. Северный Вьетнам продолжал перебрасывать подкрепления своим войскам на юге по «тропе Хо Ши Мина», что было облегчено прекращением американских бомбардировок. Кризис экономики Южного Вьетнама, как и уменьшение объемов американской военной помощи под давлением конгресса в 1974 г., способствовали падению боевых качеств южновьетнамскими войсками. Все большая площадь территории Южного Вьетнама отходила под власть Народных вооруженных сил освобождения Южного Вьетнама.

В конце 1974 г. северовьетнамская армия и войска освобождении Южного Вьетнама  провели пробную операцию по захвату провинции Фуоклонг, чтобы проверить реакцию военно-политического руководства США. Убедившись, что Соединенные Штаты не намерены возобновлять свое участие в войне, в начале марта 1975 г. началось новое широкомасштабное наступление. Южновьетнамская армия была дезорганизована и в большинстве районов не сумела оказать достойного сопротивления. В результате двухмесячной кампании большая часть Южного Вьетнама была освобождена, войска  подошли к Сайгону. В 11 час. 30 мин. 30 апреля 1975 г. Народные вооруженные силы освобождения Южного Вьетнама  подняли знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне – война закончилась.

Полуостров  Камрань  был освобожден ранее – 26  апреля 1975 г.

    

Вертолет переполнен:

лишние – вьетнамцы – должны покинуть»

 

 

Война во Вьетнаме оказала значительное влияние на мировоззрение жителей США. Появилось новое молодежное движение – хиппи,  протестующее против войны. Кульминацией движения стал так называемый «Поход на Пентагон», когда в Вашингтон съехалось до 100 тыс. молодых людей, протестующих против войны.

 

 

Попытка найти «приют» в американском посольстве

 

По данным американского института Дж. Гэллапа, в 19641972 гг. именно война во Вьетнаме занимала первое место в числе наиболее важных проблем, волновавших общественность. Война всколыхнула американское общественное мнение, и практически впервые привлекла внимание американцев к вопросам международного плана. Повышение интереса на массовом уровне к внешнеполитическим проблемам в свою очередь отразилось на повышении роли общественного мнения в процессе формирования и осуществления внешней политики.

 

 

30-летняя борьба вьетнамского народа завершилась

 

Героическая 30-летняя борьба вьетнамского народа за национальную независимость заверши­лась полной победой и объединением Вьетнама. Большая часть объектов военной инфраструктуры на юге страны, в том  числе и на полуострове Камрань, была взорвана  или разрушена отступающими войсками  южновьетнамской армии.

США   использовали  в  войне  против  Вьетнама  экспедиционный  корпус,  численность  которого  в  отдельные  периоды  достигала  500 тыс. человек,  почти  все свои  военно-морские  силы,  но  добиться  победы не смогли  и  вынуждены  были  вывести войска.

Во время вьетнамской войны имели место отдельные эпизоды прямого столкновения между США и СССР, а также гибель советских граждан. Первые налеты американских самолетов на Северный Вьетнам, осуществлявшие бомбардировки без объявления войны, отражали советские военные специалисты с использованием ракет ПВО класса «земля-воздух», поставленных Советским Союзом.

Военно-морской флот СССР  непосредственного  участия в  боевых  действиях  по отражению военной агрессии  США  против социалистического Вьетнама не принимал.  Вместе с тем подводные лодки (в том числе и атомные), надводные корабли и корабли разведки Тихоокеанского флота с 1964 по  1973 г. несли боевую  службу  в  акватории Южно-Китайского моря с задачами:

–  непосредственное  слежение за  авианосно-ударными  и  противолодочными группами  ВМС  США,  выявление  районов их  боевого  патрулирования;

–  предупреждение командования  ВМФ  СССР  и  ТОФ  о подготовке к вылету  на  удары  по  Вьетнаму  самолетов  палубной  авиации;

– выявление тактических приемов использования палубной авиации, тактики  использования авианосных поисково-ударных групп  (АВПУГ) при  поиске подводных  лодок  и  др. 

Надводные  корабли и  подводные лодки  Тихоокеанского  флота вели  слежение за  силами 7-го флота ВМС США в районе их боевых действий и обеспечивали  развединформацией деятельность советских подразделений ПВО на территории  Демократической Республики Вьетнам. 

Отдельный оперативный отряд тральщиков (МТ-4, МТ-5) в обеспечении танкера  «Владимир Колечицкий» осуществлял в  зоне  боевых  действий боевое траление входного фарватера и акватории порта Хайфон. Уничтожение американских мин в районе порта производил отряд советских водолазов. Мичман В. Паламарчук (Черноморский флот) из состава этого отряда был награжден орденом Красной Звезды.

За обеспечение Вьетнама необходимыми грузами и проявленное при этом мужество в 1973 г. звание Героя Социалистического Труда было присвоено боцману теплохода «Бабушкин» Черноморского пароходства К. А. Гонтарю, капитану теплохода «Александр Серафимович» Дальневосточного пароходства А. В. Зиновьеву, старшему механику теплохода «Степан Вострецов» Приморского пароходства С. Г. Пирогову. Теплоходы «Балашиха», «Ижма» и «Амбарчик» награждены орденом Дружбы народов. Имена героев, погибших при выполнении интернационального долга, присвоены дальневосточным судам «Механик Рыбачук» и «Боцман Зотов» и черноморскому теплоходу «Валентин Хуторской».  

Общий объем поставленной в ДРВ военно-технической продукции и других грузов военного назначения составил около 2,4 млн т, в том числе из Советского Союза – более 510 тыс. т, из КНР – почти 1,6 млн т, из других социалистических стран (Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, ГДР, КНДР и Кубы) – более 254 тыс. т.

СССР и другие страны социалистического содружества поставили в годы войны во Вьетнам около 440 тыс. полевых, более 5,6 тыс. противотанковых, 2,5 тыс. артиллерийских орудий (в основном советского производства). СССР поставил вьетнамской армии также 316 боевых самолетов разных типов, 23 зенитно-ракетных комплекса С-75М и два ракетных полка С-125, 687 танков, более 70 боевых кораблей и транспортных судов, большое количество другой военно-технической продукции.

В мае 1972 г. в ответ на блокаду  и минирование северовьетнамских портов  по решению советского правительства  командование Тихоокеанского флота направило в Южно-Китайское море атомные подводные лодки (К-7, К-57, К-184, К-189 проекта 675 и К-45 проекта 659Т) и надводные корабли.

О том, как  происходило развертывание советских подводных лодок в Южно-Китайское море в мае – июне 1972 г., рассказали контр-адмирал в отставке Михаил Борисович Абрамов, бывший в то время начальником штаба 26-й дипл,  и контр-адмирал в отставке Альфред Семенович Берзин, командовавший тогда  пларк  К-184.

Контр-адмирал в отставке М. Б. Абрамов:

«Возглавить поход подводных лодок в Южно-Китайское море было поручено мне – начальнику штаба 26-й дипл. Изначально возглавить поход должен был командир дивизии. Я занимался разработкой документов, подготовкой экипажей к выходу в море. За несколько часов до выхода нам стало известно, что на флот прибывает большая правительственная комиссия. Командующий флотом принимает решение: старшим перехода назначить меня – начальника штаба дивизии, а командиру дивизии готовить к проверке дивизию на берегу.

Приказ есть приказ. Успел только заскочить на несколько минут домой в Промысловку, взять «тревожный» чемоданчик, попрощаться с женой и дочерью. Вышел в море на подводной лодке К-57. Все корабли выходили по боевой тревоге. Времени на длительную подготовку, сборы не было.

Следовали в режиме  радиомолчания. На связь выходила только пларк К-57. В течение первых десяти дней в адрес отряда не поступило ни одной радиограммы. Казалось, что об отряде все забыли. Принял решение напомнить о себе: дал короткое радио о своих действиях. И тут штаб флота словно прорвало: радиограммы «полетели» в адрес отряда. Приходилось тратить на перископной глубине неоправданно большое время.

Задачи, поставленные перед подводными лодками, выполнены успешно. Сразу же после возвращения в базу, в июне,  «пересел» на другую лодку, сдающую курсовые задачи.

Вспоминая те далекие годы «холодной войны» и жесткого противостояния с ВМС США, не могу не сказать несколько благодарственных слов в адрес командира  ПЛ К-184, ныне контр-адмирала в отставке Берзина А. С. В 1969 году с назначением на должность начальника штаба дипл столкнулся с определенными трудностями: командир дивизии в отпуске, затем – госпиталь. Заместитель командира дипл Герой Советского Союза Голубев – болен. На отработку задач боевой подготовки подводных лодок часто уходил в море  с двумя третями штаба. А остальные корабли оставались без командования. Бухта Павловского – это все-таки гарнизон, дивизия отдельного базирования со всем сложным и большим хозяйством на берегу. Решил: готовить к работе второй штаб из лучших офицеров подводных лодок, а на замену себе – самых подготовленных командиров. Выбор пал на капитана 1 ранга Берзина А. С., который становился временно исполняющим обязанности начальника штаба и командира дивизии при моем убытии в море или при выезде в штаб флота. Такая система у нас в дивизии просуществовала еще долго после моего убытия к новому месту службы.»

Контр-адмирал в отставке А. С. Берзин:

«9 мая 1972 года после торжественных мероприятий я зашел к оперативному дежурному и ознакомился с  разведсводкой:

«Район полуострова Индокитай. Боевые действия против патриотических сил Индокитая в Тонкинском заливе (130 миль севернее Дананга) вели  АВУ  «Коралл Си»,  «Кити Хок»,  «Саратога»;  и из района 170 миль юго-восточнее Сайгона – АВУ «Констелейшн»  в обеспечении 38 кораблей.  За сутки с авианосцев совершено 353 самолетовылетов, из них на удары – 256».

Во второй половине дня ТОФ  перевели на повышенную боевую готовность, а нашей подводной лодке объявили боевую тревогу. В установленный норматив экипаж уложился. Приказано всем находиться  на лодке. Главную энергетическую установку (ГЭУ) пока не вводить. Вечером вызвал меня к себе командир дивизии контр-адмирал Вереникин И. И. и приказал вводить оба борта главной энергетической установки (проще, заводить реактор), коротко сказал: «Идете в Южно-Китайское море поддерживать братский Вьетнам». Кроме того, от него узнал, что туда же  за нами пойдут: К-45 (командир капитан 1 ранга Ганжа Ю. Н.)  и  К-57 (командир капитан 1 ранга Шиповников Ю. Ф.)».

10 мая к утру оба борта у нас были введены в турбогенераторный режим.  Боевой приказ пришел телеграммой, которую вручил командиру вместе с маршрутом на карте начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Абрамов М. Б.  Последний инструктаж у командира дивизии,  после чего  К-184  отошла от пирса, и начали движение по маршруту.

 В экстренном порядке подводные лодки 26-й дивизии начали готовиться к выходу в море на боевую службу. Маршрут для всех один – в Южно-Китайское море, районы патрулирования – на подступах к Вьетнаму. Мы были участниками  «холодной войны». Нас учили любить свою страну, стойко переносить все тяготы военно-морской жизни, быть смелыми и решительными, честными и правдивыми. Так мы и служили, стояли на защите восточных рубежей нашей Родины..(А. С. Берзин.  «Гардфиш» преследует К-184. Поход К-184 в Южно-Китайское море. М., 2006.)

Командир пларк пр. 675 К-184 – капитан 1 ранга А. С. Берзин,                                                       заместитель командира по политической части – капитан 2 ранга Г. Я. Антонов,                                   командир  электромеханической боевой части –  капитан 2 ранга инженер М. С. Байбурин,   командир ракетной боевой части – капитан 3 ранга В. И. Цимбаленко, помощник командира  – капитан-лейтенант  Л. Б. Шаипов.

 

 

Подводная лодка проекта 675

 

Возвратимся к теме – к событиям в Южно-Китайском море и Вьетнаме.

Вьетнамо-американская война окончилась. Но  «холодная война»,  противостояние под водой и над водой продолжались еще почти 20 лет.

Итог той войны ужасен.

С 1965 по 1975 гг. во Вьетнаме погибло более 56 тыс. американских военнослужащих,  300 тыс. получили ранения.

У вьетнамцев погибло не менее 200 тыс. сайгонских солдат, примерно миллион солдат Фронта национального освобождения Южного Вьетнама и армии Северного Вьетнама, а также полмиллиона гражданских лиц. Еще несколько миллионов человек получили ранения и увечья, около десяти миллионов остались без крова.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

25 апреля 1976 г. состоялись всеобщие выборы в Национальное собрание единого Вьетнама, которое 2 июля 1976 г. провозгласило воссоединение страны и создание Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Но с объединением Вьетнама  война для  вьетнамского  народа  не окончилась.

Северный сосед Вьетнама – Китай  оказал  ему существенную поддержку  в  вооруженной  борьбе  с Францией,  в  результате  которой  Вьетнам  получил  независимость.  Значительную  военную  и  экономическую помощь Вьетнаму оказал  Китай  и  в  период  борьбы  с  американской  оккупацией.  Однако  после  победы  в  1975  г.  политика  Китая  по  отношению  к  СРВ стала  меняться. Китай  не  был заинтересован  в  появлении  у  своих  границ  сильного  государства  просоветской  ориентации. 

С Советским  Союзом  у  Китая  после  приграничных  конфликтов 1969 г. на  острове  Даманском и  в  районе  Семипалатинска отношения были прохладными. Народно-освободительная  армия (НОА) Китая в те годы  была  многомиллионной,  но  в техническом  отношении уступала  Советской армии, а  по накопленному  боевому  опыту  уступала  и Вьетнамской Народной армии (ВНА) СРВ. 

Китай  ждал  удобного  случая,  чтобы «примерно наказать» южного соседа за «излишнюю» самостоятельность во внешнеполитических вопросах и просоветскую  ориентацию.  И  повод  был  найден.

В  1975  г. в  Кампучии (до 1970 г. – Камбоджа)  был установлен  режим красных  кхмеров, крайне левого течения в коммунистическом движении аграрного толка, во  главе  с  Пол Потом. Начался  чудовищный  эксперимент этого  режима над  собственным  народом (погибло  1,7  млн  человек  из  7-миллионного  населения страны).  Мировая  общественность сурово осудила режим Пол Пота. Единственной  страной мира,  поддержавшей   красных  кхмеров, был Китай. Возникает естественный вопрос: почему? Да  потому,  что  Китай   вел  в  регионе свою  игру. Поэтому он  поддержал  новое  правительство  в  Кампучии  и  стал  оказывать  ему  военную  помощь.  Помимо  организации  социальных  экспериментов  внутри  государства  красные  кхмеры начали  устраивать  пограничные  провокации  против  Вьетнама. Пограничные  столкновения  часто  перерастали  в  военные  столкновения  с  применением  тяжелой техники.

Вьетнам,  чтобы  обезопасить  себя  на  будущее,  в  ноябре 1978  г.  заключил  с  СССР  Договор  о  дружбе  и  сотрудничестве,  который  зафиксировал  готовность  Москвы  оказывать  поддержку Ханою  на  долговременной  основе.

В  декабре  1978  г. Вьетнам  ввел  свои  войска  в  Кампучию  и  вместо  режима  красных  кхмеров создал провьетнамское правительство,  что  вызвало  резкое  недовольство  Китая. 

15  февраля 1979 г. Дэн Сяопин, в то время заместитель премьера Госсовета КНР и  начальник Генерального штаба НОАК,  в  ответ  на  вьетнамское  вторжение  в  Кампучию  объявил  о  намерении  «наказать»  Вьетнам. Этим  предупреждением  Москве был послан  сигнал о  формальном  выходе  из  Договора о  дружбе  и  взаимной  помощи между  СССР  и  Китаем,  который  был подписан 14  февраля  1950 г., и  нежелании его  дальнейшей  пролонгации. 

17 февраля  1979  г.   китайские  войска  перешли  китайско-вьетнамскую  границу.  На  всех  1460  км  границы  началось  наступление  китайских войск. Общая  численность войск  НОАК составляла  250 тыс.  человек.  Вьетнам  смог  противопоставить им войска  численностью   только 100 тыс. человек.  Все  боеспособные  вьетнамские  соединения  были   в  то  время  в  Кампучии.

 

 

19 февраля  1979 г.  газета  «Правда»  опубликовала Заявление  советского  правительствав  котором  говорилось: «Героический  вьетнамский  народ,  ставший  жертвой  новой  агрессии,  способен  постоять за  себя  и  на  этот  раз,  тем  более,  что у  него  надежные  друзья.  Советский  Союз выполнит  обязательства,  взятые  на  себя  по  Договору о  дружбе  и  сотрудничеству  между  СССР  и  СРВ.

…Тем,  кто  определяет  политику  в  Пекине,  следует  остановиться,  пока  не  поздно.  Советский  Союз  решительно  требует   прекращения  агрессии  и  незамедлительного  вывода  китайских  войск  с  территории  Социалистической  Республики  Вьетнам».

СССР  в  соответствии  с  Договором от 3 ноября 1978 г. о дружбе и партнерстве направил  в  Ханой  группу  военных  советников  во  главе  с  главным  военным  советником министра  Национальной  обороны СРВ генералом  армии Г. И. Обатуровым. На  второй  день  после  вторжения  китайских  войск   на  территорию  Вьетнама,  19  февраля,  весь  аппарат  военных  советников  прибыл  в  Ханой  и  приступил  к  работе. 

Г. И. Обатуров  оказал  большое  влияние  на  командование  ВНА,   убедил  политическое  руководство  Вьетнама  начать  срочную  переброску  армейского  корпуса  из  Кампучии  к  границе  с  Китаем и перейти к решительным действиям. Туда  же  был  выдвинут  сформированный  на  основе  поставок  из  СССР   дивизион  реактивных  установок  БМ-21  системы  залпового  огня  «Град».  Оперативно  была  налажена  бесперебойная  доставка  из  СССР  военных  и  стратегических  грузов.

Внесли свой вклад в победу и немногочисленные советские специалисты. Летчики транспортной эскадрильи на Ан-12 осуществляли переброску армейского корпуса из Кампучии, связисты узла связи главного военного советника (около 120 человек находились там с августа 1978 г. и 68 связистов были переброшены после начала конфликта) обеспечивали связью наших советников, в том числе и в районе боевых действий. В марте советский советнический аппарат понес потери:  при заходе на посадку под Данангом разбился вьетнамский транспортный Ан-24: шесть летчиков-инструкторов во главе с генерал-майором авиации Малых погибли.

В июне 1978 г., после пограничных инцидентов на границе Вьетнама с Китаем, отряд советских кораблей, состоявший из двух крейсеров и двух эсминцев, провел учение в проливе Баши, отделяющим остров Tайвань от Филиппинских островов.

В январе – феврале 1979 г. крейсер «Владивосток» и эсминец, возвращавшиеся после боевой службы из Индийского океана, находились в Южно-Китайском море, чтобы продемонстрировать советскую поддержку Вьетнаму.

После полученной информации, что Китай собирается «наказать» Вьетнам, корабли ТОФ были направлены в Южно-Китайское море.

23 января 1979 г. к острову Хайнань (КНР) подошли сторожевик пр. 159А СКР-46, морской тральщик (МТЩ) пр. 266М «Трал» и танкер «Илим». Там уже были советские разведывательные корабли (РЗК), отслеживавшие обстановку.

17 февраля, когда началась война между Китаем и СРВ, к ним присоединился большой противолодочный корабль (БПК) пр. 1134А «Василий Чапаев» (командир – капитан 1 ранга Эдуард Георгиевич Знахуренко), на котором разместился штаб 22-й оперативной бригады ТОФ (командир бригады – капитан 1 ранга Д. Н. Чериватый, начальник походного штаба – В. А. Петерков). 

     Корабли находились в Южно-Китайском море, чтобы продемонстрировать советскую поддержку Вьетнаму. СКР-46 и морской тральщик «Трал» обеспечивали боевую устойчивость кораблей разведки. После начала войны к отряду присоединялся большой десантный корабль (БДК); появились атомные подводные лодки. Было проведено усиление штаба 22-й оперативной бригады: прибыли флагманский минер, флагманский артиллерист, флагманский механик. В двадцатых числах февраля в Южно-Китайском море было уже 13 советских надводных кораблей и подводных лодок, ожидался подход новой группы кораблей во главе с крейсером «Адмирал Сенявин».

СССР  предпринял действия,  чтобы   остановить войну с привлечением Организации Объединенных Наций. Советские представители   в  ООН  поставили вопрос об  осуждении Китая как агрессора, но из-за политики западных стран действия китайцев не были осуждены.   Китайские  войска  продолжали наступление по направлению к Ханою.

2 марта было опубликовано второе Заявление советского правительства, в нем говорилось: «Агрессия Китая против Социалистической Республики Вьетнам  продолжает расширяться… Советский Союз  считает необходимым заявить со всей определенностью: действия Китая не могут оставлять безучастными тех, кто по-настоящему заинтересован в обеспечении безопасности народов, в сохранении мира. Китайские войска должны быть немедленно выведены из пределов Вьетнама…» 

Китайскому  руководству  было однозначно заявлено, что если их армия  немедленно не уйдет из Вьетнама, ему придется воевать на два фронта. Советское заявление подкреплялось реальной силой. В готовность № 1 были поставлены советские ракетные части, дивизии, стоявшие вдоль всей  советско-китайской границы. Группировка, имеющая в своем составе 250 тыс. человек с авиационной поддержкой, начала концентрироваться вдоль границы. О серьезности намерений говорят и  такие   факты. В  Монголии была сформирована  советская  группировка (около  шести  мотострелковых  дивизий)  в  готовности  перейти китайскую  границу.  

В связи с агрессией Китая во Вьетнаме в феврале – марте 1979 г. было осуществлено развертывание до штата военного времени 390-го полка 55-й дивизии морской пехоты ТОФ. Было проведено тактическое учение дивизии на границе с КНР с высадкой  морского десанта и проведено несколько батальонных тактических учений с боевой стрельбой.

Вьетнамские  войска,  усиленные  переброшенным  из  Кампучии  армейским  корпусом,  сумели  остановить  наступление  китайских  войск и  нанести  им  существенный  урон.  Дипломатическое  вмешательство  СССР  заставило  Китай  отказаться  от  дальнейшей  агрессии  против  СРВ.  К концу  марта 1979  г. Китай  вывел  свои  войска  из  всех  районов  Вьетнама.

В последующие  годы,  кроме  помощи  в  переоснащении  и  реорганизации  Вьетнамской  народной  армии СРВ,   аппарат  советских  военных  советников  занимался   созданием  вооруженных  сил  Лаоса  и  Кампучии.  Военные  советники  при  министрах  обороны  Лаоса  и  Кампучии  подчинялись  Главному  военному  советнику Министра Национальной обороны СРВ  генералу  армии  Г. И. Обатурову.

В  настоящее время  во  взаимоотношениях  между  Вьетнамом  и  Китаем  остается  ряд  неразрешенных крайне  острых  вопросов.

Во-первых,  Вьетнам  не  забыл  своей  обиды  на  Китай,  который  в  ходе  пограничной  китайско-вьетнамской  войны  захватил  спорные  Парасельские  острова.

Во-вторых, давний  китайско-вьетнамский  спор  вокруг  нефтеносного  шельфа  островов  Спратли, расположенных в юго-западной части Южно-Китайского моря,  до  сих  пор  грозит  вылиться  в  военный  конфликт.  После  острого  военного  столкновения  за  спорные  острова  архипелага  Спратли  в  1988 г.  острота  этого  вопроса  не  будет  снята  в  ближайшие  годы.

Исторический  конфликт  вокруг  островов  Южно-Китайского  моря  с  самого  его  начала  приобрёл  и  продолжает  сохранять  характер   прямого  противоборства  между  Китаем  и  Вьетнамом.  Вместе  с  тем  в  последнее  время    территория островов   Спратли  оспаривается сразу шестью государствами: Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Малайзией, Филиппинами и Брунеем. Несмотря на свой крошечный размер, острова архипелага имеют важное стратегическое  значение с точки зрения  наличия значительных  запасов   нефти и газа. На островах  нет  постоянного населения  и   в настоящее время они используются как рыбопромысловый район.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Острова  Парасельские  и острова  Спратли в Южно-Китайском море

 

 

 

О-ва Спратли:   атолл Пулау Лайянг

  Основные  события, развернувшиеся  вокруг крошечных  рифовых  островов  архипелага  Спратли  в  последние  15–20 лет,   имели  драматический  характер.  Приведем  краткую  справку  событий  того  периода,  так как события  1988  г.   имели  отношение  к  эскадре.

В  1987  году у  Китая  появился  удобный  повод  для  физического  проникновения в  данную  часть  Южно-Китайского  моря:  ООН  обратилась  к  нему  с  просьбой  оборудовать  на  архипелаге  Спратли научную станцию для метеорологических  наблюдений в  рамках  глобальной  программы  океанических  исследований.  Последовали протесты  и  заявления  МИД  СРВ  о нарушениях  китайскими  военными  кораблями  территориальных вод Вьетнама. В  заявлении  от  20  февраля  1988 г.  представитель  МИД  СРВ  указал,  что  такая  «…военная  активность  Китая  в  архипелаге  Чыонгша (Спратли)  угрожает  безопасности  Вьетнама  и  соседних  стран  региона,  нарушает  суверенитет  Вьетнама  над  архипелагом  Чыонгша».

Несмотря  на  попытки  вьетнамских  ВМС  всячески  препятствовать  строительным  работам  и  передвижениям  китайских  судов,  в  марте  1988 г.  при  содействии   ВМС  КНР  такая  метеорологическая  станция  была  сооружена.

14  марта 1988 г.  произошло  вооруженное  столкновение у  рифа  Джонсон (кит. – Синь Коу) между  китайскими  и  вьетнамскими  военными  кораблями (в  том  числе  и с участием  кораблей 4-го военно-морского района ВМС СРВ).  В  результате  этого  события  КНР  захватила  шесть  рифов   архипелага  Спратли  и  водрузила свой  флаг  в  регионе, далеко отстоящем  от  Китая,  получив  опорный  плацдарм  для  дальнейших  действий  по  установлению  контроля  над  другими  островами  Спратли.

     В  ноябре  1991 г.,  после  полутора  десятков лет  острой  китайско-вьетнамской  конфронтации,  произошла,  как  оценивали  это  событие  обе   стороны,  «полная  нормализация»  отношений  между  двумя  странами. Однако, в  феврале  1992 г.  Всекитайское  собрание  народных  представителей  приняло  закон  «О   территориальных  водах  и  прилегающих  к  ним  районах»,  согласно  которому  острова   Парасельские  и  Спратли  являются  неотъемлемой  частью  территории  КНР. Пекин  подписывает  контракт  с  американской  фирмой «Крестоун энерджи»,  предоставив  ей в   концессию  участок  шельфа,  расположенный  в  250 км  от  побережья  Вьетнама,  но  в  1300  км  от  китайской  территории.

19  апреля  1994 г.   правительство  СРВ  подписало  с  международным  консорциумом,  включающим американские,  японские  и  российскую  фирмы, контракт на  разработку  нефтяного  месторождения  на  континентальном  шельфе  Южного  Вьетнама.

Китайская  сторона  тут  же   заявила,  что  считает  этот  контракт  незаконным,  так  как  указанное  месторождение  нефти  относится  к  шельфу  Спратли.   Ранее  Пекин  не  заявлял  о  претензиях  на  этот  участок  шельфа.

В  июне  1994 г.  Национальное  собрание  СРВ  приняло  резолюцию  о  ратификации  Конвенции ООН 1982 г.  по  морскому  праву,  в  которой  был  вновь  подтвержден суверенитет  Вьетнама  над  островами  Парасельскими  и  Спратли.

В  середине  1994 г.  китайцы  начали  вести  разведку  полезных  ископаемых  в  районе,  входящем  в  экономическую  зону  Филиппин.  В  октябре  1994 г.  морская  охрана  Филиппин  задержала  и  выдворила  за  пределы  своей  экономической  зоны 55  китайских  рыбаков,  которые  установили  на  многих  рифах  знаки  о  принадлежности  их  Китаю,  построив  на  некоторых  легкие  хозяйственные  постройки.

В  1995 г. была достигнута договоренность между КНР и Вьетнамом о начале переговоров о совместном освоении   природных   ресурсов архипелага.

В  2004  г. Вьетнам расширяет  свое туристическое  присутствие  на  спорной  территории.

В  2005 г.  Вьетнам  вновь  объявил  о  суверенитете  над  островами  Спратли.

В  2008  г. Филиппины заявили, что  будут «…сражаться  до  последнего  моряка  и  морского  пехотинца  за  острова Спратли».

 

И  Китай,  и  Вьетнам  делают из  этого   соответствующие  выводы  и  усиливают  сегодня  свои  военно-морские  силы.  Для  Вьетнама  важную  роль  в  этом  вопросе  может  играть  бывшая  советская  и  российская  база  Камрань.   

В конце 2009 г. в ходе визита в Москву премьер-министра Нгуена Тан Зунга  Россия и Вьетнам подписали контракт на поставку шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». Сумма сделки составила 1,8 млрд долларов. Как ожидается, строительство подлодок будет вестись на «Адмиралтейских верфях», которые будут передавать заказчику по одной подлодке в год. Срок начала поставок пока неизвестен. Кроме строительства для ВМС Вьетнама подводных лодок контрактом предусмотрено обучение вьетнамских экипажей, а также поставка необходимого оборудования и техимущества.

Военно-морской флот России поможет ВМС Вьетнама также создать пункт базирования подводных лодок. Об этом заявил министр обороны России Анатолий Сердюков, находившийся в Ханое с визитом 22–24 марта 2010 г. По словам министра, Вьетнам хочет получить от России кредит, который может быть израсходован не только на создание базы, но и на покупку различных кораблей и создание авиации ВМС.

Объем российского экспорта вооружений и военной техники во Вьетнам по итогам 2009 г. составил 3,5 млрд долларов. По некоторым прогнозам, Вьетнам в течение ближайших нескольких лет станет вторым по стоимости контрактов покупателем российской военной техники, уступая лишь Индии.     

В начале февраля 2010 г. Вьетнам купил у России 12 многофункциональных истребителей Су-30МК2 и авиационное вооружение. Стоимость контракта составила около миллиарда долларов. Самолеты будут поставлены Вьетнаму в 2011–2012 гг.

В апреле 2011 г. Санкт-Петербургская судостроительная фирма «Алмаз» спустила на воду третий сторожевой катер проекта 10412, строящийся для ВМС Вьетнама. В настоящее время корабль пришвартован у причальной стенки завода, где будет производиться его достройка.

ВМС Вьетнама должны получить в общей сложности четыре сторожевых катера проекта 10412. Два таких корабля уже приняты в состав вьетнамских ВМС. Строительство последних двух ведется по контракту, заключенному в июле 2009 г. Корабли проекта 10412 имеют водоизмещение 375 т и способны развивать скорость до 30 узлов. Дальность хода сторожевиков составляет 2,2 тыс. миль. Катера вооружены 30-миллиметровой артиллерийской установкой АК-306, 76,2-миллиметровой артустановкой АК-176М, 16 пусковыми установками ракет «Игла-1М» и двумя пулеметами калибра 14,5 мм.

 

 



К содержанию