Уважаемые читатели!
По вопросу приобретения книги обращаться:
Автор: Н. Ф. Матюшин
Издательство: Кучково поле
ISBN: 9785995002116
Год: 2011
Аннотация: |
|
|
В конце XX века
были сформирована 17-я оперативная
эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен
пункт их
материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань,
принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования
было
определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил
Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение
присутствия
наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского
залива и
эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с
советским и
российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике
Вьетнам с
1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я
оперативная
эскадра кораблей Тихоокеанского флота.
Содержание
Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)
Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…
Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)
Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ
Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок
Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей
Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района
Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)
Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи
Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк
Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР
Приложение № 1 (главные строители)
Приложение № 2 (персоналии)
Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)
Приложение № 4 (рассказ Шамиля)
К читателям
Серию публикаций по истории оперативных эскадр и флотилий ВМФ СССР и РФ, начатую изданием в 2010 г. книги «8-я оперативная эскадра кораблей ВМФ», продолжает исторический обзор деятельности 17-й оперативной эскадры кораблей Тихоокеанского флота «23 года советского и российского военно-морского присутствия в Южно-Китайском море (1979–2002)».
Как известно, формирование 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры кораблей ВМФ (1967), 7-й оперативной (Атлантической) эскадры кораблей Северного флота (1968), 8-й оперативной (Индийской) эскадры кораблей ВМФ (1974), 10-й оперативной эскадры кораблей Тихоокеанского флота (1968), 17-й оперативной эскадры кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море (1982), создание пунктов их материально-технического обеспечения (ПМТО) далеко за пределами СССР являлись в сложнейших военно-политических условиях «холодной войны» необходимой и объективной мерой обеспечения достижения политических целей Советского государства в различных регионах Мирового океана.
Напряженное противостояния вооруженных сил Североатлантического блока НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД), советского ВМФ и ВМС США было жестокой реальностью. По окончании Второй мировой войны длительное время на просторах Мирового океана доминировал сбалансированный и хорошо оснащенный флот США. Однако к середине 70-х годов прошлого века Советский Союз достиг паритета в морской моще с ВМС США.
Толчком к строительству океанского флота, состоящего из разнородных сил, послужили печальные события октября 1962 г. во время Карибского кризиса. Тогда военно-политическое руководство СССР наглядно убедилось в неспособности советского ВМФ обеспечить достижение политических целей даже в мирное время, а упование только на всесильность ракетно-ядерного оружия — блеф.
С распадом Советского Союза в начале 90-х годов и окончанием «холодной войны» геополитическая обстановка в мире кардинально изменилась. В Военно-морском флоте России сегодня нет флотилий атомных подводных лодок и оперативных эскадр (5-й, 7-й, 8-й, 10-й, 17-й). Они расформированы в период перехода Вооруженных сил на «новый облик».
Однако остались люди, служившие в оперативных эскадрах и флотилиях. Задача ветеранов флота сегодня — вспомнить всю сложность и многообразие процесса формирования и боевой деятельности объединений и соединений Военно-морского флота, с тем чтобы люди, служившие честно, с достоинством, зачастую не считаясь с личными интересами, были сегодня и «на века вечные» на виду.
Архивы Военно-морского флота есть, но они доступны не каждому. Сегодня важно, не раскрывая государственных тайн, довести до общественности, до всех живых и родственников ушедших из жизни всю достоверную и полную информацию о тех событиях, которые происходили в годы «холодной войны».
Что такое «боевая служба», с какой целью и в каких районах Мирового океана она выполнялась, общественность, далекие от военно-морской службы люди, уже не знают. Этот пробел в недавней истории ВМФ следует восполнить с помощью ветеранов — матросов, старшин, мичманов запаса, офицеров, адмиралов и генералов (морской авиации, БРАВ и МП), выполнявших задачи боевой службы в Мировом океане.
И в этом надо видеть не только познавательно-патриотический аспект, но и утилитарный — практический, сообразующийся со спецификой географического положения нашего государства. Надо сохранить и передать новому поколению военных моряков богатейший опыт применений разнородных сил Военно-морского флота при решении учебно-боевых и внешнеполитических задач в различных районах Мирового океана. Это наша, ветеранов, задача, наша обязанность и наш долг патриотов Родины.
Многовековая история цивилизации свидетельствует, что направление вектора внешней политики государства и применение средств (в том числе и военно-морских сил), обеспечивающих достижение ее целей, определяет экономика.
В истории отечественного флота и ранее были периоды застоя. Это случалось в основном по субъективной причине — в силу доминирования в сознании верховного руководства континентального характера страны. И, как следствие, государство откатывалось на задворки мировой политики.
Правители забывали, что Россия имеет выход в три океана, что у нее огромная протяженность морских границ, богатейшие биологические и сырьевые запасы.
Смещение экономической деятельности мирового сообщества во второй половине XX в. на океанские, морские акватории и связанный с этим раздел не только прилегающей морской зоны, но и континентального шельфа всего Мирового океана, приводят к возникновению разного рода межгосударственных противоречий и споров, урегулирование которых может разрешиться, помимо дипломатического диалога, морской мощью государства. Именно поэтому сильнейшие державы мира сегодня усиленно осваивают и юридически закрепляют за собой все доступные территории Мирового океана, так как границы шельфа пока что весьма и весьма условные. Твердую решимость защищать свои национальные права на огромные участки шельфа эти державы демонстрируют там своим военно-морским присутствием. Поэтому Россия в современных условиях не может оставаться в стороне от мировых политических процессов.
Значение ресурсов Мирового океана в экономике страны, потребность защиты жизненно важных национальных интересов в целях обеспечения дальнейшего и устойчивого развития России как мировой державы обусловливают необходимость повышенного внимания к проблемам Военно-морского флота со стороны руководства страны.
Сегодня есть некоторые, хотя и очень скромные, свидетельства поворота внимания к проблемам Мирового океана и в сторону морской деятельности (научной, оборонной, транспортно-производственной и т. д.). Появилась и надежда, что в кратчайшие исторические сроки произойдет возрождение мощи флота России, адекватной внешнеполитической обстановке.
Главнокомандующий
ВМФ Российской Федерации (1997–2005),
председатель «Клуба адмиралов»
адмирал флота
В. И. Куроедов
От автора
Уважаемые ветераны Камрани!
Уважаемые читатели!
В феврале 2010 г. советом ветеранов Камрани мне было поручено написать историю базирования советских и российских кораблей и авиации флота за период с мая 1979 по май 2002 г. в бухте и на полуострове Камрань Социалистической Республики Вьетнам. Базирование там части сил Тихоокеанского флота осуществлялось на основе подписанных межправительственных соглашений между СССР и СРВ. Наше присутствие в Южно-Китайском море продолжалось 23 года, из них девять лет — базирование 17-й оперативной эскадры и 169-го отдельного смешанного авиационного полка морской авиации ТОФ.
Поставленные сроки написания истории базирования сил ТОФ на территории Вьетнама оказались очень жесткими, поэтому и не вполне реальными. Из-за неготовности отдельных рукописей военно-исторического характера других авторов наш исторический обзор был включен в план издания лишь на вторую половину 2011 г.
Собрать исторически достоверный материал за короткий срок чрезвычайно сложно. Поэтому получился только исторический обзор: скромнее, но объективнее и достовернее. Из-за отсутствия архивных материалов отдельные темы и воинские коллективы гарнизона Камрань раскрыты недостаточно или не раскрыты совсем. Это относится, прежде всего, к следующим подразделениям:
— военно-строительный отряд (ВСО), выполнивший большой объем работ на начальном этапе строительства военно-морской базы, положивший начало базированию кораблей в бухте Камрань, построивший временные жилые модули в военных городках военно-строительного отряда, боевой десантной группы, зонального узла связи, авиации и жилой городок для семей военнослужащих;
— морской спецназ подводных диверсионных сил и средств (отряд ПДСС) — технически оснащенный, хорошо экипированный и профессионально подготовленный для выполнения поставленных задач воинский коллектив;
— Военная прокуратура и Военный трибунал — небольшие подразделения, активно и повседневно, не считаясь с личным временем, работали по профилактике правонарушений и укреплению воинской дисциплины во всех частях и подразделениях гарнизона;
— Военно-морской госпиталь;
— отделение Военторга, обеспечившее военнослужащих постоянного состава и членов их семей всем необходимым — от продуктов питания до предметов личной гигиены;
— переводчики.
Это моя вина, моя боль и мое искреннее извинение всем, кто служил в данных подразделениях.
В то же время история ведущих, знаковых воинских формирований 17-й оперативной эскадры кораблей ТОФ и всех ее структурных подразделений (38-я дипл, 119-я брнк, 300-й дн ОВР, 255-й днсо), 922-го ПМТО (май 1979 — май 2002 г.), 169-го отдельного смешанного авиационного полка, Советской строительно-монтажной организации, создания оперативных эскадр Военно-морского флота СССР раскрыта достаточно полно и правдиво. Хотя такое мнение может быть и субъективным. Судить, давать оценки — прерогатива читателей, ветеранов Камрани.
Если книга будет читаема и востребована, совет ветеранов Камрани оставляет за собой право на дальнейшую работу, которая должна планово перейти во второй том исторического обзора. Возможно, за эту сложную тему возьмутся другие исследователи — энтузиасты. Тогда исторический обзор (или история) будет дополнен новыми архивными материалами, личными и интересными воспоминаниями участников непосредственных событий с учетом всех поступивших критических замечаний.
Удачи вам!
Член комитета Московского городского отделения
Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил РФ,
заместитель председателя исполкома Региональной общественной организации
адмиралов и генералов Военно-морского флота «Клуб адмиралов»,
член совета ветеранов Камрани
контр-адмирал в отставке
Н. Матюшин