Клуб Адмиралов

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005297860.jpg 

Уважаемые читатели!

По вопросу приобретения книги обращаться:

e-mail: klubadmiral@mail.ru

+7(905)790-1167 +7(495)604-3847

Автор: Н. Ф. Матюшин

Издательство: Кучково поле

ISBN: 9785995002116

Год: 2011

 

Аннотация:

 

 

В конце XX века были сформирована 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен пункт их материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань, принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования было определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение присутствия наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского залива и эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с советским и российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике Вьетнам с 1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота.

 

 

 

Содержание

 

К читателям

Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)

Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…

Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)

Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ

Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок

Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей

Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района

Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)

Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи

Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк

Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР

Глава 12. Завершающий этап 23-летнего советского и российского военно-морского присутствия на полуострове Камрань

Заключение

Приложения:

Приложение № 1 (главные строители)

Приложение № 2 (персоналии)

Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)

Приложение № 4 (рассказ Шамиля)


Фотоальбом

 

Использованная литература

Список  условных сокращений

 

 

 



К читателям

Серию публикаций по истории оперативных эскадр и флотилий ВМФ СССР и РФ, начатую изданием в 2010г. книги «8-я оперативная эскадра кораблей ВМФ», продолжает исторический обзор деятельности 17-й оперативной эскадры кораблей Тихоокеанского флота «23 года советского и российского военно-морского присутствия в Южно-Китайском море (1979–2002)».

Как известно, формирование 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры кораблей ВМФ (1967), 7-й оперативной (Атлантической) эскадры кораблей Северного флота (1968), 8-й оперативной (Индийской) эскадры кораблей ВМФ (1974), 10-й оперативной эскадры кораблей Тихоокеанского флота (1968), 17-й оперативной эскадры кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море (1982), создание пунктов их материально-технического обеспечения (ПМТО) далеко за пределами СССР являлись в сложнейших военно-политических условиях «холодной войны» необходимой и объективной мерой обеспечения достижения политических целей Советского государства в различных регионах Мирового океана.

Напряженное противостояния вооруженных сил Североатлантического блока НАТО и Организации Варшавского договора (ОВД), советского ВМФ и ВМС США было жестокой реальностью. По окончании Второй мировой войны длительное время на просторах Мирового океана доминировал сбалансированный и хорошо оснащенный флот США.Однако к середине 70-х годов прошлого века Советский Союз достиг паритета в морской моще с ВМС США.

Толчком к строительству океанского флота, состоящего из разнородных сил, послужили печальные события октября 1962г. во время Карибского кризиса. Тогда военно-политическое руководство СССР наглядно убедилось в неспособности советского ВМФ обеспечить достижение политических целей даже в мирное время, а упование только на всесильность ракетно-ядерного оружия — блеф.

С распадом Советского Союза в начале 90-х годов и окончанием «холодной войны» геополитическая обстановка в мире кардинально изменилась. В Военно-морском флоте России сегодня нет флотилий атомных подводных лодок и оперативных эскадр (5-й, 7-й, 8-й, 10-й, 17-й). Они расформированы в период перехода Вооруженных сил на «новый облик».

Однако остались люди, служившие в оперативных эскадрах и флотилиях. Задача ветеранов флота сегодня — вспомнить всю сложность и многообразие процесса формирования и боевой деятельности объединений и соединений Военно-морского флота, с тем чтобы люди, служившие честно, с достоинством, зачастую не считаясь с личными интересами, были сегодня и «на века вечные» на виду.

Архивы Военно-морского флота есть, но они доступны не каждому. Сегодня важно, не раскрывая государственных тайн, довести до общественности, до всех живых и родственников ушедших из жизни всю достоверную и полную информацию о тех событиях, которые происходили в годы «холодной войны».

Что такое «боевая служба», с какой целью и в каких районах Мирового океана она выполнялась, общественность, далекие от военно-морской службы люди, уже не знают. Этот пробел в недавней истории ВМФ следует восполнить с помощью ветеранов — матросов, старшин, мичманов запаса, офицеров, адмиралов и генералов (морской авиации, БРАВ и МП), выполнявших задачи боевой службы в Мировом океане.

И в этом надо видеть не только познавательно-патриотический аспект, но и утилитарный — практический, сообразующийся со спе­цификой географического положения нашего государства. Надо сохранить и передать новому поколению военных моряков богатейший опыт применений разнородных сил Военно-морского флота при решении учебно-боевых и внешнеполитических задач в различных районах Мирового океана. Это наша, ветеранов, задача, наша обязанность и наш долг патриотов Родины.

Многовековая история цивилизации свидетельствует, что направление вектора внешней политики государства и применение средств (в том числе и военно-морских сил), обеспечивающих достижение ее целей, определяет экономика.

В истории отечественного флота и ранее были периоды застоя. Это случалось в основном по субъективной причине — в силу доминирования в сознании верховного руководства континентального характера страны. И, как следствие, государство откатывалось на задворки мировой политики.

Правители забывали, что Россия имеет выход в три океана, что у нее огромная протяженность морских границ, богатейшие биологические и сырьевые запасы.

Смещение экономической деятельности мирового сообщества во второй половине XX в. на океанские, морские акватории и связанный с этим раздел не только прилегающей морской зоны, но и континентального шельфа всего Мирового океана, приводят к возникновению разного рода межгосударственных противоречий и споров, урегулирование которых может разрешиться, помимо дипломатического диалога, морской мощью государства. Именно поэтому сильнейшие державы мира сегодня усиленно осваивают и юридически закрепляют за собой все доступные территории Мирового океана, так как границы шельфа пока что весьма и весьма условные. Твердую решимость защищать свои национальные права на огромные участки шельфа эти державы демонстрируют там своим военно-морским присутствием. Поэтому Россия в современных условиях не может оставаться в стороне от мировых политических процессов.

Значение ресурсов Мирового океана в экономике страны, потребность защиты жизненно важных национальных интересов в целях обеспечения дальнейшего и устойчивого развития России как мировой державы обусловливают необходимость повышенного внимания к проблемам Военно-морского флота со стороны руководства страны.

Сегодня есть некоторые, хотя и очень скромные, свидетельства поворота внимания к проблемам Мирового океана и в сторону морской деятельности (научной, оборонной, транспортно-производственной и т. д.). Появилась и надежда, что в кратчайшие исторические сроки произойдет возрождение мощи флота России, адекватной внешнеполитической обстановке.

Главнокомандующий ВМФ Российской Федерации (1997–2005),
председатель «Клуба адмиралов»
адмирал флота
В.
И.Куроедов

От автора

Уважаемые ветераны Камрани!

Уважаемые читатели!

 

В феврале 2010г. советом ветеранов Камрани мне было поручено написать историю базирования советских и российских кораблей и авиа­ции флота за период с мая 1979 по май 2002г. в бухте и на полуострове Камрань Социалистической Республики Вьетнам. Базирование там части сил Тихоокеанского флота осуществлялось на основе подписанных межправительственных соглашений между СССР и СРВ.Наше присутствие в Южно-Китайском море продолжалось 23 года, из них девять лет — базирование 17-й оперативной эскадры и 169-го отдельного смешанного авиационного полка морской авиации ТОФ.

Поставленные сроки написания истории базирования сил ТОФ на территории Вьетнама оказались очень жесткими, поэтому и не вполне реальными. Из-за неготовности отдельных рукописей военно-исторического характера других авторов наш исторический обзор был включен в план издания лишь на вторую половину 2011г.

Собрать исторически достоверный материал за короткий срок чрезвычайно сложно. Поэтому получился только исторический обзор: скромнее, но объективнее и достовернее. Из-за отсутствия архивных материалов отдельные темы и воинские коллективы гарнизона Камрань раскрыты недостаточно или не раскрыты совсем. Это относится, прежде всего, к следующим подразделениям:

— военно-строительный отряд (ВСО), выполнивший большой объем работ на начальном этапе строительства военно-морской базы, положивший начало базированию кораблей в бухте Камрань, построивший временные жилые модули в военных городках военно-строительного отряда, боевой десантной группы, зонального узла связи, авиации и жилой городок для семей военнослужащих;

— морской спецназ подводных диверсионных сил и средств (отряд ПДСС) — технически оснащенный, хорошо экипированный и профессионально подготовленный для выполнения поставленных задач воинский коллектив;

— Военная прокуратура и Военный трибунал — небольшие подразделения, активно и повседневно, не считаясь с личным временем, работали по профилактике правонарушений и укреплению воинской дисциплины во всех частях и подразделениях гарнизона;

— Военно-морской госпиталь;

— отделение Военторга, обеспечившее военнослужащих постоянного состава и членов их семей всем необходимым — от продуктов питания до предметов личной гигиены;

— переводчики.

Это моя вина, моя боль и мое искреннее извинение всем, кто служил в данных подразделениях.

В то же время история ведущих, знаковых воинских формирований 17-й оперативной эскадры кораблей ТОФ и всех ее структурных подразделений (38-я дипл, 119-я брнк, 300-й дн ОВР, 255-й днсо), 922-го ПМТО (май 1979 — май 2002г.), 169-го отдельного смешанного авиационного полка, Советской строительно-монтажной организации, создания оперативных эскадр Военно-морского флота СССР раскрыта достаточно полно и правдиво. Хотя такое мнение может быть и субъективным. Судить, давать оценки — прерогатива читателей, ветеранов Камрани.

Если книга будет читаема и востребована, совет ветеранов Камрани оставляет за собой право на дальнейшую работу, которая должна планово перейти во второй том исторического обзора. Возможно, за эту сложную тему возьмутся другие исследователи — энтузиасты. Тогда исторический обзор (или история) будет дополнен новыми архивными материалами, личными и интересными воспоминаниями участников непосредственных событий с учетом всех поступивших критических замечаний.

 

Удачи вам!

Член комитета Московского городского отделения
Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил РФ,
заместитель председателя исполкома Региональной общественной организации
адмиралов и генералов Военно-морского флота «Клуб адмиралов»,
член совета ветеранов Камрани
контр-адмирал в отставке
Н.
Матюшин



К содержанию