Уважаемые читатели!
По вопросу приобретения книги обращаться:
Автор: Н. Ф. Матюшин
Издательство: Кучково поле
ISBN: 9785995002116
Год: 2011
Аннотация: |
|
|
В конце XX века
были сформирована 17-я оперативная
эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен
пункт их
материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань,
принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования
было
определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил
Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение
присутствия
наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского
залива и
эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с
советским и
российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике
Вьетнам с
1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я
оперативная
эскадра кораблей Тихоокеанского флота.
Содержание
Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)
Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…
Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)
Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ
Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок
Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей
Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района
Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)
Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи
Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк
Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР
Приложение № 1 (главные строители)
Приложение № 2 (персоналии)
Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)
Приложение № 4 (рассказ Шамиля)
Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок
(Материал подготовлен по воспоминаниям командира 38-й дипл контр-адмирала в отставке Ю. Ф. Спирина.)
Командование и штаб дивизии сформированы в марте — апреле 1982 г. во Владивостоке, откуда на плавмастерской ПМ-5 убыли в бухту Камрань. Командир дивизии капитан 1 ранга Ю. Ф. Спирин прибыл на плавбазе «Иван Кучеренко» 10 июля 1983 г. после окончания Военно-морской академии.
Флагманские специалисты штаба дивизии до своего назначения в штабах не служили, навыков штабной работы, штабной культуры не имели. Академическое образование имели: командир дивизии, начальник штаба, заместитель командира по политической части и заместитель командира дивизии по электромеханической части — начальник электромеханической службы. И только благодаря постоянному вниманию и огромной помощи со стороны командования и штаба 17-й опэск (среди которых многие офицеры имели большой опыт штабной работы) флагманские специалисты штаба дивизии в короткий срок сумели разработать и освоить свои функциональные обязанности. На их плечи легли основные трудности по формированию и становлению штаба дивизии как органа управления силами.
В первом составе штаба 38-й дивизии подводных лодок начинали свою штабную деятельность:
— флагманский штурман — капитан 3 ранга А. Гринько (умер в 1989 г.),
— флагманский ракетчик — капитан 3 ранга А. В. Кидысюк,
— флагманский минер — капитан-лейтенант Е. И. Бирюков,
— флагманский связист — капитан 3 ранга Пермяков,
— флагманский РТС — капитан 3 ранга В. П. Чемекин,
— флагманский СПС — капитан 3 ранга В. П. Токарев,
— начальник делопроизводства — мичман Шмаков,
— начальник электромеханической службы — капитан 2 ранга В. И. Градусов,
— помощник начальника ЭМС по живучести — капитан 3 ранга И. А. Батмаков,
— помощник начальника ЭМС по электрочасти — капитан 3 ранга А. И. Сотниченко,
— старший помощник начальника штаба — капитан 3 ранга В. Н. Донец.
В дальнейшем (до 1991 г.) сменилось два — три состава командования и офицеров штаба дивизии.
Командование дивизии:
командиры дивизии:
1983–1989 гг. — контр-адмирал Ю. Ф. Спирин,
1989–1991 гг. — капитан 1 ранга Ю. Н. Сысуев;
начальники штаба:
1982–1985 гг. — капитан 1 ранга В. В. Афонин,
1985–1991 гг. — капитан 1 ранга Г. А. Сорокин;
заместители командира дивизии по политической части:
1982–1984 гг. — капитан 1 ранга В. В. Борисов,
1984–1987 гг. — капитан 1 ранга А. И. Сыренков,
1987–1991 гг. — капитан 1 ранга Н. Н. Резник;
заместители командира дивизии по электромеханической части:
1982–1984 гг. — капитан 1 ранга В. И. Градусов,
1984–1987 гг. — капитан 1 ранга В. К. Иванов,
1987–1991 гг. — капитан 1 ранга В. Д. Орехов;
старшие помощники начальника штаба:
капитан 3 ранга В. Н. Донец,
капитан 2 ранга О. Г. Черных,
капитан 2 ранга А. А. Журавлев.
Штаб дивизии:
флагманские специалисты:
Ф-1:
капитан 3 ранга А. Гринько,
капитан 3 ранга А. В. Шевченко,
капитан 3 ранга А. М. Фетисов;
Ф-2:
капитан 3 ранга В. А. Башкирцев,
капитан 3 ранга Н. К. Рыжков;
Ф-3:
капитан 3 ранга Л. Г. Корнеев,
капитан 3 ранга В. И. Агибалов,
капитан 3 ранга Пермяков;
Ф-4:
капитан 2 ранга В. А. Кусакин,
капитан 3 ранга С. И. Будник,
капитан 2 ранга В. И. Кукарцев;
Ф-РТС:
капитан 3 ранга М. И. Валицкий,
капитан 3 ранга П. Чемекин,
капитан 3 ранга В. А. Кирсанов;
флагманские специалисты специальной связи:
капитан 3 ранга Г. Г. Ибатулин,
капитан 3 ранга В. С. Лисицин;
электромеханическая служба:
капитан 2 ранга И. А. Батмаков,
капитан 2 ранга А. И. Сотниченко,
капитан 3 ранга А. Г. Литвинчук,
капитан 2 ранга И. И. Царик,
капитан 3 ранга В. М. Матрос.
1987 г. Командование и штаб 38-й дивизии подводных лодок
За время перехода с 10 по 22 июля 1983 г. в Камрань на плавбазе «Иван Кучеренко» (командир — капитан 3 ранга Ю. В. Березинский, заместитель командира по политической части — капитан 3 ранга В. А. Пекарский) мною, командиром 38-й дивизии подводных лодок, было проверено состояние организации службы, уровень боевой подготовки, содержание корабля, а самое главное — способность выполнить задачи жизнеобеспечения экипажей подводных лодок, энергообеспечения и радиационной безопасности подводных лодок 38-й дипл.
Корабль, входивший в состав 2-й флотилии подводных лодок, длительное время стоял у пирса в бухте Крашенинникова. В море не выходил и использовался для приема различных комиссий, проживания командированных во 2-ю флпл специалистов группы гарантийного надзора (ГГН) ракетного оружия подводных лодок, а также офицеров, прибывших без семьи для прохождения службы на 2-й флпл.
Корабль передавался в мое подчинение, и я не мог спокойно наблюдать за организацией всей корабельной службы. Старался вникнуть во все. Плавбазы данного проекта 1886 («Иван Кучеренко», «Иван Вахрамеев») и более раннего проекта 510 (ПБ «Магаданский комсомолец», «Камчатский комсомолец») предназначались в основном для размещения экипажей подводных лодок в северных широтах. Они имели, по сути, одни и те же недостатки: устаревшая учебная база для подготовки гидроакустиков, штурманских электриков, ракетчиков — радиомехаников и электромехаников, а также корабельных боевых расчетов. Отсутствие надежной системы кондиционирования, неустойчивая работа холодильных машин делали невыносимыми бытовые условия экипажа плавбазы и базирующихся в южных широтах экипажей подводных лодок.
Состояние воинской дисциплины, повседневная организация службы плавбазы «Иван Кучеренко» были на порядок ниже, чем в экипажах прибывающих подводных лодок.
В конце августа командиром эскадры контр-адмиралом Р. А. Анохиным с участием начальника тыла ТОФ проведен смотр формы одежды личного состава плавбазы «Иван Кучеренко». Замечания устранялись и снова построение. Смотр продолжался с перерывами свыше восьми часов и закончился ночью, в 3 часа. Люди устали.
В дальнейшем командованию и штабу дивизии приходилось 70–80 % усилий и времени уделять плавбазам, приходящих в состав 38-й дипл. Срок пребывания плавбаз на боевой службе — 12 месяцев.
Командиром 17-й опэск контр-адмиралом Р. А. Анохиным 38-й дипл были поставлены ближайшие основные задачи:
— поддержание установленной боевой готовности прибывших подводных лодок;
— благоустройство пункта базирования;
— одиночная боевая подготовка кораблей.
В середине 1983 г. в состав 38-й дипл прибыли:
— ПЛАРК К-204 пр. 675МК (командир — капитан 2 ранга Ю. Г. Пищальников);
— АПЛ К-42 пр. 627А «Ростовский комсомолец» (командир — капитан 2 ранга Е. И. Травин);
— дизельная ПЛ Б-143 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга Марфутин);
— дизельная ПЛ Б-213 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга Г. В. Остаповский);
— ПБ «Иван Вахромеев» с походным штабом 8-й дипл 2-й флпл на борту готовилась к переходу в порт Тиват (Югославия, Черногория) для ремонта;
— рейдовая зарядовая станция (РЗС) (командир — мичман Ткач).
В Индийский океан убыла подводная лодка пр. 641 Б-15 (командир — капитан 3 ранга Ю. В. Лавренов, заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант В. А. Олейник).
В конце июля прибыла дизельная подводная лодка пр. 641 Б-8 182‑й бригады подводных лодок Камчатской флотилии разнородных сил (Камфлрс), совершившая длительный не скрытый переход с Камчатки. К сожалению, на переходе во время работ в аккумуляторной яме погиб электрик. Принятые штабом 38-й дипл меры позволили устранить недостатки в организации проведения корабельных потенциально опасных работ. Подводная лодка Б-8 в составе дипл провела два месяца, из которых 29 суток находилась на боевой службе в Южно-Китайском море. В октябре Б-8 убыла в состав 8-й опэск. Анализ перехода Б-8 из Японского моря в Южно-Китайское море показал:
— ширина полосы развертывания (20 миль) для надводного положения была явно недостаточна;
— режим работы РЛС противолодочных сил ВМС США, в отличие от ВМС Японии, был ограничен до минимума;
— после встречи ПЛ Б-8 с рыболовецкими судами через 4–5 часов появлялся противолодочный самолет «Орион», причем в ночное время самолетная РЛС не использовалась, бортовые огни не включались, в тумане (плохую видимость) работающая РЛС подводной лодки использовалась в качестве приводного маяка;
— рыболовецкие суда требования Международных правил предупреждения столкновений судов 1972 г. (МППСС-72), как правило, не соблюдали, что требовало особой предусмотрительности и осторожности командира подводной лодки;
— квитанции на переданные радиодонесения (РДО) подводная лодка получала лишь через 30–45 минут.
Выработанные предложения и рекомендации командирам подводных лодок по итогам не скрытого перехода подводной лодки Б-8 были занесены в Журнал боевой службы подводных лодок 38-й дипл.
Впоследствии планирование всех переходов подводных лодок из зоны 17-й опэск в зону 8-й опэск и в основную базу флота — порт Владивосток проводилось с учетом накопленного опыта и выработанных рекомендаций.
Боевая подготовка в первые месяцы после формирования эскадры и дивизии сводилась в основном к базовой подготовке и одиночному плаванию подводных лодок во время контрольных выходов, отработке элементов задач Л-2, Л-3.
С 22 по 26 сентября 1983 г. проведено первое зачетное тактическое учение 17-й опэск в море. 38-й дипл была поставлена задача: подводным лодкам Б-8, Б-143 во взаимодействии с авиацией 169-го осап обнаружить конвой «противника» и выявить маршрут его движения. От 169-го осап привлекались самолеты Ту-95РЦ и Ту-142. Для подводных лодок дивизии планировались торпедные стрельбы (боевые упражнения НТ-4) с фактическим использованием торпед 53-56В (одна из них выпускалась с самозатоплением после прохождения предельной дальности хода).
Командованием и штабом дивизии была проведена большая работа по подготовке к учению (допуск корабельного боевого расчета — КБР, подготовка практических торпед силами личного состава плавбазы, пополнение запасов и т. д.). В состав конвоя привлекались транспорт «Ленинское знамя», ПМ-5 — штабной корабль 17-й опэск и ПБ «Иван Кучеренко». В составе охранения конвоя — сторожевой корабль, малый противолодочный корабль и тральщики 300-го дивизиона ОВР.
Первое морское тактическое учение проведено с некоторыми недостатками, которые в последующем были устранены. Учение показало, что в условиях базирования в иностранном порту можно успешно планировать и выполнять регулярно учения в море с включением всех видов обороны и защиты (ПВО, ПМО, ПЛО, ППДО и т. д.). Торпедный расчет плавбазы «Иван Кучеренко» доказал свою способность самостоятельно готовить практические торпеды для подводных лодок дивизии.
38-я дипл для решения задач боевой подготовки в море находилась в идеальных условиях с точки зрения обеспечения силами (надводные корабли, авиация, вспомогательные суда). Планирование задач боевой подготовки не требовало длительного согласования, как это было в основных базах флота.
За нашим первым учением вели тщательное наблюдение силы ВМС США. Буквально с первых часов после выхода корабли и подводные лодки эскадры сопровождал эсминец ВМС США «Хэввит»; самолеты базовой патрульной авиации (БПА) проводили систематический облет наших сил.
В августе — сентябре после завершения планово-предупредительного ремонта (ППР), отдыха личного состава и пополнения запасов подводные лодки К-204, К-42, Б-213, выполнив на контрольных выходах в море необходимые элементы курсов боевой подготовки, убыли в Индийский океан на боевую службу в составе 8-й опэск.
В июле 1983 г. в бухте Саранной (Камчатка) во время дифферентовки из-за непрофессиональных действий личного состава 5-го отсека была затоплена подводная лодка пр. 670 К-429 с 379-м экипажем на борту (командир — капитан 1 ранга Н. М. Суворов) 10-й дипл 2-й флпл. По указанию вышестоящего командования на всех кораблях и соединениях ВМФ в срочном порядке проводился комплекс мероприятий по недопущению подобных аварий, в частности:
— проведены повторные проверки по задаче Л-1;
— внеочередное ревизование оружия и технических средств (до 1.08.1983 г.);
— проверка аварийно-спасательных устройств и имущества;
— корректура типовых корабельных расписаний и книжек «Боевой номер» и т. д.
Исходя из фактической обстановки на подводных лодках дивизии был разработан и принят к руководству «Перечень неотложных мероприятий по предупреждению аварийности подводных лодок 38-й дипл».
В то же время проводилась окончательная подготовка плавбазы «Иван Вахромеев» к переходу в Югославию на ремонт. На борту плавбазы находился походный штаб 8-й дипл 2-й флпл, который непосредственно отвечал за подготовку корабля к переходу.
В период становления штаба 38-й дипл много внимания уделялось разработке документов по боевой и повседневной готовностям.
Были разработаны документы:
— контрольный лист по приему подводных лодок в состав дивизии;
— типовой план трехсуточной базовой подготовки подводной лодки перед выходом в море;
— план подготовки подводных лодок к переходу в зону 8-й опэск для выполнения задач боевой службы и к переходу в основную базу флота.
Разрабатывались также документы по оперативным готовностям.
26 июля 1983 г. проведено открытое партийное собрание на ПБ «Иван Кучеренко», на котором было обращено серьезное внимание коммунистов и партийной организации в целом на неудовлетворительное состояние дел на корабле. Главный критерий — соответствие корабля требованиям боевой службы не выдерживался из-за наличия большого количества неисправностей в электромеханической боевой части и выявленных недостатков в системе обеспечения всем необходимым подводных лодок. Личный состав, от матроса до командира, отличался крайней неисполнительностью. На собрании состоялся откровенный, принципиальный разговор. Принятые на собрании решения способствовали улучшению обстановки на корабле.
Другим кораблем, вызывавшим тревогу у штаба и командования дивизии, была рейдовая зарядовая станция РЗС-324 (экипаж — 12 человек), оборудованная на базе подводной лодки пр. 613. РЗС-324 обеспечивала зарядку аккумуляторных батарей подводных лодок (в целях сохранения ресурса дизельных подводных лодок). Состояние организации службы на корабле, личная недисциплинированность командира мичмана Ткача (неисполнительность, употребление спиртных напитков) могли привести к тяжелым последствиям. Принятые меры организационного плана дали положительные результаты.
Основным направлением в работе по укреплению воинской дисциплины среди всех категорий личного состава дивизии была профилактическая, предупредительная работа по недопущению неуставных взаимоотношений, травматизма, гибели личного состава, меновых сделок. Меновые сделки — вид нарушения воинской дисциплины, характерный для экипажей кораблей, находящихся в иностранном порту.
Конечно же, был соблазн обменять продукты питания (сгущенку, молоко, масло, хлеб, предметы формы одежды и т. д.) на товары и сувениры производства Японии, Китая, Филиппин и Вьетнама.
Меновые сделки приравнивались к категории «грубые проступки», а в конечном итоге заканчивалось досрочным откомандированием в СССР. Работа по профилактике велась постоянно офицерским составом дивизии с привлечением сил партийного и комсомольского актива, офицеров военной прокуратуры и военного трибунала.
В конце августа 1983 г. из состава 38-й дипл убыла плавбаза «Иван Вахромеев». Несмотря на проведенную большую работу по подготовке корабля и экипажа к длительному переходу в Югославию, недостатков осталось немало. С приходом в зону ответственности 5-й опэск кораблей ВМФ плавбаза была проверена штабом и электромеханической службой эскадры. Позднее по итогам проверки был издан приказ главнокомандующего ВМФ с объявлением штабов и лиц, ответственных за ненадлежащую подготовку корабля к переходу в иностранный порт для ремонта.
Штабом 38-й дипл были сделаны соответствующие выводы по неудовлетворительной подготовке плавбазы «Иван Вахромеев» к переходу в Югославию. Уроки и выводы были сделаны, и они были учтены в последующем при подготовке плавбазы «Иван Кучеренко» к переходу в Средиземное море и постановке в ремонт в 1985 г.
На смену убывшим в 8-ю опэск подводным лодкам в конце 1983 г. прибыли:
— ПЛАРК пр. 675МК К-144 (командир — капитан 2 ранга А.А. Исай) после выполнения задач боевой службы в Индийском океане;
— ПЛАРК пр. 675 К-431 (командир — капитан 2 ранга В.Н. Шепель) с последующим выходом на боевую службу в операционную зону 8-й опэск.
Разведка ВМС США вела интенсивное наблюдение за деятельностью подводных лодок 38-й дипл. Так, при развертывании торпедной атомной подводной лодки (ПЛАТ) пр. 627А К-42 и подходе ее в точку погружения, там уже находились американские корабли: эсминец «Хэввит» и гидрографическое судно. Кораблю-конвоиру (тральщик МТ-238) пришлось приложить немало усилий для обеспечения безопасного развертывания и погружения К-42. В дальнейшем по нашим рекомендациям и согласованию со штабом ТОФ точки погружения (всплытия) атомных подводных лодок назначались в пределах территориальных вод СРВ. Кроме того, было рекомендовано в целях скрытного развертывания использовать маршруты движения транспортов и танкеров (по данным нашей разведки, в полосе от 111° до 116° вост. долготы постоянно находилось на переходе не менее 5–6 судов).
Одной из серьезнейших проблем в первые месяцы базирования кораблей дивизии была неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка в близко расположенных вьетнамских воинских частях и населенных пунктах. Здесь периодически отмечались вспышки заболеваний дизентерией и единичный случай заболевания холерой. После заболевания дизентерией на подводной лодке Б-8 разработали и внедрили план барьерных противоэпидемиологических мероприятий. Но вопрос до конца не был решен по причине забора воды из открытого источника — местного озера и на первых порах недостаточного ее хлорирования. В последующем, с прибытием на полуостров Камрань 7-го санитарно-эпидемиологического отряда, командованию дивизии была оказана помощь в организации профилактических противоэпидемических мероприятий среди личного состава кораблей. 7-й СЭО работал с напряжением, постепенно накапливая опыт и базу данных по эпидемиологической заболеваемости, что в конечном итоге исключило вспышки массового заболевания личного состава эскадры.
В сентябре 1983 г. штабом ТОФ были утверждены сроки ремонта в Югославии плавбаз подводных лодок и возвращения их в Камрань:
— ПБ «Иван Вахромеев»: с 25 октября 1983 по 25 марта 1984 г. Прибытие в Камрань — 5 июля 1984 г.;
— ПБ «Иван Кучеренко»: с 25 августа 1984 по 25 января 1985 г. Прибытие в Камрань — 10 июля 1985 г.;
— ПБ «Камчатский комсомолец»: с 25 января 1985 по 25 июня 1985 г. Пункт возвращения плавбазы после ремонта определен не был.
Поскольку плавбаза «Иван Кучеренко» находилась в составе 38-й дипл, нам предписывалось:
—до 1 ноября 1983 г. провести техническую ревизию вооружения и техники;
—до 1 декабря 1983 г. доложить на утверждение командующего ТОФ план необходимых мероприятий по подготовке плавбазы к ремонту на судоремонтном заводе в порту Тиват и переходу в Севастополь;
— план подготовки плавбазы к ремонту представить на утверждение командующему ТОФ к 1 февраля 1984 г.
Задача, поставленная штабом ТОФ, требовала огромных усилий со стороны командования и штабов эскадры и дивизии. Состояние организации службы и воинской дисциплины на плавбазе «Иван Кучеренко» оставалось, несмотря на принимаемые ежедневно меры, неудовлетворительным. Плавбаза ежемесячно по состоянию воинской дисциплины, организации службы и содержанию материальной части занимала последнее место на эскадре. Анализ служебных карточек давал основание говорить о серьезных упущениях в дисциплинарной практике командования корабля. Отдельные мичманы имели неснятые взыскания от двух до трех лет. Командир трюмно-котельной группы в должности более пяти лет в воинском звании «старший лейтенант», неснятых взысканий — 14. Командир БЧ-4, старший лейтенант, имел 19 неснятых взысканий, поощрений не имел. Выправляя положение дел на плавбазе, нельзя было забывать о главном — о боевой и технической готовности подводных лодок.
На начало ноября 1983 г. в составе 38-й дипл находились:
— атомных подводных лодок — 3: К-42 (вернулась из Индийского океана), К-144 и К-431;
— дизельных подводных лодок — 3: Б-143, Б-213, Б-8.
В конце ноября в соединениях и береговых частях 17-й опэск были подведены итоги первого года пребывания в Камрани. 38-я дипл получила оценку «удовлетворительно», что не устраивало командование дивизии и требовало коренной перестройки в стиле и методах работы на кораблях соединения. Основные замечания по 38-й дипл:
— упрощенные условия выполнения боевых упражнений в море;
— качество отработки противолодочных задач (ПЛ-3) низкое;
— неудовлетворительное содержание и неисправности оружия и технических средств на плавбазе «Иван Кучеренко»;
— низкое качество проведения планово-предупредительных ремонтов и осмотров (ППР и ППО);
— состояние организации службы и воинской дисциплины на плавбазе не соответствовало кораблю боевой службы.
В декабре произошла смена подводных лодок дивизии:
— убыли: в места постоянной дислокации — К-42, Б-213, в операционную зону 8-й опэск — Б-8;
— прибыли в состав дивизии: К-201 пр. 670М из состава 10-й дипл 2-й флпл (командир — капитан 2 ранга Л. З. Лупач ); Б-39 пр. 641 из состава 19-й брпл 6-й эскадры подводных лодок (командир — капитан 2 ранга В. А. Шевченко).
Из Индийского океана в декабре 1983 г. прибыли:
— ПЛАРК пр. 670 К-320 (командир — капитан 1 ранга В. Т. Аникин);
— ПЛАРК пр. 670 К-121 (командир — капитан 2 ранга Е. В. Мякишев);
— ДЭПЛ пр. 641 Б-15 (командир — капитан 3 ранга Ю. В. Лавренов, заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант В. А. Олейник).
Во время боевой службы подводная лодка Б-15 осуществляла непрерывное слежение за АУГ ВМС США в Персидском заливе в течение трех суток.
В 1983 г. командир дивизии находился в море 32 суток.
В связи с частой сменой кораблей утвердился цикл работы, который включал:
— осмотр прибывшей подводной лодки с последующим ее включением (исключением) в состав (из состава) дивизии;
— отработка в базе и море элементов курсовых задач, которые истекли по срокам (в том числе и размагничивание на стенде станции безобмоточного размагничивания (СБР), водолазные осмотры, задачи легководолазной (ЛВД) подготовки, практические торпедные стрельбы и т. д.;
— проверка подводных лодок в море в объеме курсовой задачи Л-2;
— контрольный выход в море перед убытием из состава дивизии.
1984 г. начался с неприятностей: из-за массового заболевания дизентерией экипажа ПЛ К-201 выход подводной лодки в операционную зону 8-й опэск был задержан на 18 суток. После принятия соответствующих мер организационного, противоэпидемиологического характера подводная лодка убыла в Индийский океан. Выводы были сделаны, и в последующем случаев массового заболевания на подводных лодках не было.
В 1984 г. в составе 38-й дипл с различными сроками пребывания находились:
атомные подводные лодки:
— К-201 пр. 670М (командир — капитан 2 ранга Л. З. Лупач);
— К-121 пр. 670М (командир — капитан 2 ранга Е. В. Мякишев);
— К-325 пр. 670М (командир — капитан 2 ранга Ю. Н. Сысуев);
— К-431 пр. 675МК (командир — капитан 2 ранга В. Н. Шепель);
— К-48 пр. 675МК (командир — капитан 2 ранга Е. В. Трусов);
— К-557 пр. 675МК (командир — капитан 2 ранга С. Д. Безухов);
— К-259 пр. 659Т (командир — капитан 2 ранга А. В. Конев);
— К-45 пр. 659Т (командир — капитан 2 ранга В. Д. Хаперский).
дизельные подводные лодки:
— Б-15 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга Ю. В. Лавренов, заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант В. А. Олейник);
— Б-28 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга А. Е. Наумчик);
— Б-39 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга В. А. Шевченко);
— Б-213 пр. 641 (командир — капитан 2 ранга В. А. Огородников);
— Б-243 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга Г. В. Остаповский);
— Б-427 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга Ю. В. Лавренов);
— Б-260 пр. 877 (командир — капитан 2 ранга А. А. Побожий).
В 1984 г. командир дивизии находился в море на подводных лодках 45 суток, на плавбазе — 15.
Особое внимание командованием и штабом дивизии уделялось подводной лодке Б-260. Это был второй корпус серии дизельных подводных лодок проекта 877 (экспортный вариант подводной лодки пр. 636, так называемой «Варшавянки», по классификации НАТО — Improved Kilo) постройки судостроительного завода г. Комсомольска-на-Амуре. Первый дальний поход, продолжавшийся с 20 мая 1984 по 10 февраля 1985 г., проходил по маршруту: Камчатка — Владивосток — Камрань (СРВ) — о. Сокотра (Йемен) в Индийском океане и обратно. Дальний автономный поход подтвердил ее высокие мореходные качества.
По программе государственных испытаний подводную лодку требовалось проверить по вопросам эксплуатационной надежности техники, бытовых условий экипажа в различных климатических зонах и условиях Тихого и Индийского океанов. На борту, кроме штатного экипажа, находились представители конструкторского бюро, промышленности и медицинской службы ВМФ. После планово-предупредительного ремонта, пополнения запасов и отдыха личного состава, а также контрольных выходов в море и подтверждения курсовых задач Л-1 и Л-2, подводная лодка убыла в операционную зону 8-й опэск.
Дизельные подводные лодки проекта 877 предполагалось строить в больших количествах на экспорт в страны Варшавского договора. Лодка предназначена для борьбы с подводными и надводными кораблями противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций. Его предтеча, основной проект 636, был создан в 1970-х годах.
В настоящее время подводные лодки тип «Варшавянка» находятся на вооружении Алжира, Китая, Индии, Ирана, Польши, Румынии, Вьетнама (строятся) и России.
Подводная лодка оснащена эффективным торпедным вооружением (шесть 533-мм носовых торпедных аппаратов) с системой быстрого заряжания и радиоэлектронным вооружением. Значительно улучшены условия обитаемости: экипаж размещен в удобных каютах; кроме того, имеются амбулатория, кинозал и душевые, что было редкостью на кораблях предыдущих проектов.
На схеме цифрами обозначены:
1 – гидроакустический комплекс,
2 – шахта входа в выгородку гидроакустического комплекса,
3 – торпедные аппараты,
4 – запасные торпеды на стеллажах,
5 – носовой горизонтальный руль,
6 – ходовой мостик,
7 – зенитные перископы,
8 – выдвижные устройства,
9 – газоотвод,
10 – дизель-генератор,
11 – электродвигатель,
12 – кормовой горизонтальный руль,
13 – гребной винт,
14 – вертикальный руль,
15 – аккумуляторные ямы.
По своим ТТХ подводные лодки пр. 877 соответствовали лучшим в то время иностранным образцам, а по ряду параметров, таких, как уровень шума, чувствительность гидроакустического комплекса, и превосходили их. Специалисты ведущих стран мира, в том числе США, сразу оценили достоинства нашей подводной лодки. Они обратили внимание на то, что с ее появлением американские подводные лодки потеряли преимущество в бесшумности, которым обладали в течение многих лет, а один из американских журналов назвал «Kilo» «черной дырой в океане», намекая на сложность ее обнаружения средствами гидроакустики.
Для справки и уточнения: в ноябре 1983 г. одна из подводных лодок пр. 877 во время учений «Вымпел-83» обнаружила многоцелевую атомную подводную лодку ВМС США типа «Лос-Анджелес» и 2,5 часа следила за ней.
Количество подводных лодок типа Kilo, построенных в 1980–2005 гг.
В составе ВМФ СССР (РФ) |
В составе ВМС других стран |
|
1-я серия: пр.877, 877Э, 877ЭКМ |
12 |
18 |
2-я серия: пр. 877, 636 |
12 |
2 |
3-я серия: пр. 877ЭКМ и 636 (с ракетным комплексом Club-S) |
– |
9 |
Всего: |
24 |
29 |
После выполнения задач боевой службы в Индийском океане подводная лодка Б-260 в конце октября вернулась в 38-ю дипл. В основную базу она прибыла лишь в начале 1985 г. Командир подводной лодки капитан 2 ранга Александр Александрович Побожий настойчиво и целеустремленно выполнял поставленные перед экипажем задачи по опытовой эксплуатации материальной части в условиях жаркого тропического климата. Под его руководством разработаны организационные, эксплуатационные и боевые расписания, тактические приемы боевого применения новой техники и оружия. Накопленный опыт, знания позволили ему в последующем в должности командира дивизиона успешно решить задачи перевооружения отдельного дивизиона в Магадане на новый проект подводных лодок.
В 1997–2003 гг. А. А. Побожий находился в должности заместителя начальника Главного штаба ВМФ, вице-адмирал. Принимал активное участие в организации подготовки и обеспечения сил ВМФ в специальных действиях, разработке и внедрении организационных документов и практических мероприятий по обеспечению безопасности объектов центрального подчинения. Участник международных конференций по безопасной деятельности на море. С февраля 2003 г. в запасе. Председатель Межрегиональной общественной организации ветеранов ВМФ России. С 2006 г. советник по связям с ВМФ Дирекции Российского федерального ядерного центра, г. Саров Нижегородской обл.
8 июля 1984 г. подводные лодки дивизии впервые выполнили торпедные стрельбы (упражнение ПТ-3а и ПТ-3) — контратака подводных лодок в дуэльной ситуации: Б-427 (командир — капитан 3 ранга Ю. В. Лавренов) и Б-28 (командир — капитан 3 ранга А. Е. Наумчик). Более успешной была атака капитана 3 ранга Ю. В. Лавренова.
С прибытием 15 июля 1984 г. нового командира 17-й опэск вице-адмирала А. А. Кузьмина интенсивность боевой подготовки на соединениях эскадры резко возросла, но особенно в 38-й дипл. Анатолий Алексеевич, будучи высокообразованным подводником, успешно передавал свой богатый опыт командирам подводных лодок, командованию и штабу дивизии. По его указанию были введены следующие мероприятия, направленные на повышение боевой готовности подводных лодок, как постоянно действующие:
— еженедельная контрольная дифферентовка дизельных подводных лодок;
— оборудование учебной минной банки для тренировок командиров и гидроакустиков по обнаружению мин и уклонению от них;
— каждый выход подводных лодок из базы проводить за тралом (упражнение ПМО-2);
— постоянное несение гидроакустической вахты на пирсах (на станции МГ-7) в целях ППДО;
— еженедельные осмотры подводной части подводных лодок водолазами (по скользящим, незакономерным графикам);
— выбраны и осмотрены в противоминных целях районы покладки на грунт дизельных подводных лодок.
Была начата подготовка к действиям подводных лодок против ОБК и конвоев в составе завес и тактических групп. Усилено внимание вопросам целеуказания для ПЛАРК пр. 675МК и 675 самолетами 169-го осап. Тренировки лодочных расчетов с экипажами противолодочной авиации стали регулярными.
При активном вмешательстве командира эскадры был внедрен жесткий порядок в радиосети «ПЛ — УС «Клубочек» (17-й опэск). Из-за недостаточного опыта работы с подводными лодками передача квитанций на переданное РДО достигало иногда несколько часов, что приводило к повторным передачам РДО и потере скрытности. В августе 1984 г. по инициативе командования 38-й дипл и поддержке оперативного отдела штаба эскадры лично командиром 17-й опэск была спланирована и выполнена боевая служба (сроком на 10 суток) подводной лодкой Б-28 с покладкой на грунт. Цель такой боевой службы: установить наличие (или отсутствие) подводных лодок вероятного противника на подходах к бухте Камрань. За период несения боевой службы контактов с иностранными подводными лодками не было.
В середине июля 1984 г. состояние дел в эскадре и дивизии проверяла группа адмиралов и офицеров Главного штаба ВМФ (ОУ, ОМУ, ОУС) и Политического управления ВМФ. В целом дивизия оценена положительно, но замечаний было немало, в основном по плавбазе, подготовка к переходу в ремонт которой вступила в завершающую стадию.
С 20 по 25 августа проведены рейдовые сборы кораблей 17-й опэск. От дивизии в рейдовых сборах участвовали атомные подводные лодки К-557, К-45 и дизельная Б-143. Мероприятия проводились в условиях, максимально приближенных к боевым, и начались с учения по выводу сил из-под удара. Отрабатывались вопросы противодиверсионной защиты (с привлечением отряда ПДСС), противовоздушной обороны (с привлечением истребителей МиГ-23МЛД 169-го осап), ПЛО, ПКО, ПМО.
В сентябре 1984 г. на подводной лодке Б-143 проведена замена аккумуляторной батареи с привлечением личного состава плавбазы «Иван Кучеренко». Замена батарей проведена организованно и грамотно. После контрольного выхода подводная лодка Б-143 убыла в основную базу. Командир подводной лодки капитан 3 ранга Г. В. Остаповский и экипаж в целом оставили о себе благоприятное впечатление.
8 сентября плавбаза «Иван Кучеренко» проверена штабом Тихоокеанского флота на готовность к переходу в Югославию для проведения ремонта. После устранения выявленных недостатков плавбаза убыла из состава 38-й дипл. Старшим на переход был назначен заместитель командира 38-й дипл по ЭМС капитан 1 ранга В. И. Градусов. После перехода плавбазы к новому месту базирования он был назначен в аппарат главного военного советника Министерства национальной обороны СРВ, а через два года возглавил электромеханическую службу бригады строящихся подводных лодок в г. Горьком.
В период с 2 по 8 октября подводная лодка Б-28 (командир — капитан 3 ранга А. Е. Наумчик, старший на борту — командир 38-й дипл капитан 1 ранга Ю. Ф. Спирин) находилась с дружеским визитом в порту Дананг 3-го военно-морского района ВМС СРВ. Визит прошел организованно, в теплой, дружеской обстановке. На борту подводной лодки побывало командование 3-го военно-морского района, партийное руководство Дананга. Личный состав корабля познакомился с достопримечательностями города. Все это способствовало укреплению дружбы между СССР и СРВ.
В ноябре вместо убывшей плавбазы «Иван Кучеренко» прибыла плавбаза «Магаданский комсомолец» пр. 510 (командир — капитан 2 ранга А. А. Загоруйко). В состав дивизии принята 22 ноября. Проверка плавбазы штабом 38-й дипл показала, что содержание корабля, организация службы, состояние воинской дисциплины вполне удовлетворительные.
В конце ноября основной экипаж подводной лодки Б-28 передал корабль резервному 611-му экипажу (командир — капитан 3 ранга В. З. Чарков) и убыл в г. Владивосток. 611-й экипаж сформирован на базе 19-й бригады подводных лодок (бухта Улисс), готовился поспешно, вводился в 1-ю линию с нарушениями требований руководящих документов по боевой подготовке. При приеме в состав дивизии экипаж получил неудовлетворительные оценки по специальной подготовке, борьбе за живучесть, организации службы. Состояние воинской дисциплины вызывало беспокойство. На первом же выходе в море выявлено, что морская подготовка, основа плавания в море, — неудовлетворительная. Дифферентовка, погружение на перископную глубину, всплытие требовали дополнительной отработки. По оценкам флагманских специалистов все боевые части и службы корабля, кроме БЧ-3, получили неудовлетворительные оценки. Штурманская подготовка на корабле отсутствовала как таковая. Астрономический расчет, к примеру, вообще не был организован. Об определении места корабля астрономическим способом офицеры БЧ-1 имели смутное представление. Вопросы безопасности плавания не стали главным содержанием деятельности ГКП, БИПа корабля. В этой связи морская подготовка 611-го экипажа становилась первостепенной задачей командования и штаба 38-й дипл.
В конце декабря 1984 г. для проверки состояния боевой готовности 17-й опэск прибыли командующий ТОФ адмирал В. В. Сидоров и член Военного совета — начальник Политического управления ТОФ вице-адмирал А. М. Славский с группой адмиралов и офицеров штаба и Политуправления ТОФ.
Во время пребывания в Камрани командующего ТОФ на дивизии произошло происшествие. 20 декабря при несении вахты на кормовой надстройке подводной лодки Б-213 (командир — капитан 2 ранга В. А. Огородников) заснул матрос Сизов, упал за борт и утонул. Через 15 минут водолазами он был поднят на поверхность, но спасти его не удалось. Расследование показало, что основными причинами происшествия стали: неудовлетворительный распорядок дня на подводной лодке, не позволявший личному составу нормально высыпаться, и неумение погибшего матроса плавать. Случаи падения за борт отмечались на этом корабле и ранее. Из данного происшествия (единственного на дивизии за период ее существования) были сделаны соответствующие выводы:
— личный состав подводных лодок должен спать в сутки не менее 8 часов;
— с прибытием подводных лодок в состав дивизии весь личный состав (100 %) проверялся на умение плавать. Не умеющие в течение первых десяти дней учились плавать с инструктором;
— оружие верхней вахты (автомат Калашникова) не должен быть привязанным к телу вахтенного.
Подводная лодка Б-213 в состав 38-й дипл не принималась, так как проходила в операционную зону 8-й опэск и зашла в бухту Камрань лишь для пополнения запасов и отдыха личного состава. Однако мы чувствовали себя виновными в случае с потерей матроса Сизова. Неприятности и далее преследовали экипаж Б-213. После контрольного выхода (27.12.1984) Б-213 убыла 4 января 1985 г. в составе 8-й опэск для выполнения задач боевой службы. На переходе в Индийском океане с подводной лодки исчез матрос. Поиски результатов не дали. После проверки штабом 8-й опэск подводная лодка Б-213 досрочно была возвращена в основную базу, не выполнив задачи боевой службы.
В начале 1985 г. в Индийский океан убыла ПЛАРК К-320 (командир — капитан 1 ранга В. Т. Аникин), а ПЛАТ К-45 (командир — капитан 1 ранга В. Д. Хаперский) убыла в основную базу.
6 января 1985 г. после ремонта в Югославии прибыла плавбаза «Иван Вахромеев» (командир — капитан 3 ранга А. А. Шаров).
В феврале прибыла ПЛАТ пр. 659Т К-151 (командир — капитан 2 ранга Ю. В. Сувалов) и дизельная ракетная подводная лодка пр. 651 Б-73 (командир — капитан 2 ранга В. Н. Григорьев).
Основные усилия командования и штаба дивизии в этот период были направлены на качественный прием в состав дивизии плавбазы «Иван Вахромеев» и подготовку к переходу во Владивосток подводной лодки Б-28 с 611-м экипажем. После приема у Б-28 задачи Л-1 командир и штаб дивизии отрабатывали на ней элементы задач Л-2 и Л-3 в море. За три выхода (11 ходовых суток) элементы вышеуказанных задач были отработаны и приняты. К большому сожалению, командование корабля никакой инициативы к самосовершенствованию не проявляло, командиры боевых частей нередко игнорировали указания флагманских специалистов.
7 марта подводная лодка Б-28 с 611-м экипажем вышла из бухты Камрань для перехода во Владивосток. На борту находился командир 38-й дипл, убывавший в отпуск за 1984 г. Через несколько суток после выхода из Камрани подводная лодка, не получив с КП ТОФ обязательного в таких случаях штормового предупреждения, попала в центр тайфуна. В условиях 9-бального шторма, нулевой видимости подводная лодка в течение двух суток находилась без средств определения места. РЛС «Альбатрос» не работала (волной сбило «лопату» антенны), приемоиндикатор (КПИ) импульсной радионавигационной системы, радиопеленгатор из-за низкой организации штурманской службы и ГКП были залиты морской водой через верхний рубочный люк. Эхолот НЭЛ-2000 вышел из строя. Система течений в данном районе Южно-Китайского моря по лоциям и гидрографическим документам не давала ясной картины. Экипаж, несмотря на жесточайшую болтанку, мужественно нес вахту.
Через двое суток на рассвете взяли одну линию положения по солнцу. Получилась огромная невязка. Под тремя дизелями вошли в график перехода и своевременно прибыли во Владивосток. Все определения места производили только астрономическим способом и по береговым ориентирам.
Данный переход явился серьезнейшим уроком для командования и штаба 38-й дипл. В дальнейшем при разборе этого навигационного происшествия выяснилось, что при отправке в южные широты на подводной лодке в обязательном порядке должна устанавливаться система определения места по космической системе «Шлюз». Этого не было сделано ни штурманской службой флота, ни штабом 6-й эскадры подводных лодок. По данному навигационному происшествию впоследствии был издан приказ ГК ВМФ с наказанием командира дивизии и снятием с должности командира 611-го экипажа.
В конце июля было получено приказание начальника штаба ТОФ подготовить до 5 августа 1985 г. плавбазу «Иван Вахромеев» к обеспечению работ группы разминирования в порту Реам Народной Республики Кампучия. Для выполнения указанной задачи необходимо было пополнить запасы, загрузить соответствующее имущество саперов.
С 1 по 9 августа отряд кораблей в составе подводной лодки Б-427, сторожевого корабля и танкера совершил дружеский визит в порт Дананг. Старший — командир 38-й дипл. Визит прошел успешно, без замечаний со стороны старшего военно-морского советника командующего ВМС СРВ.
29 сентября 1985 г. во время стоянки в порту Аден НДРЙ (подводная лодка находилась в составе 8-й опэск) произошла авария главной энергетической установки (ГЭУ) ПЛАРК пр. 675МК К-175 (командир — капитан 3 ранга В. Г. Кондаков) без облучения личного состава. Благодаря колоссальным усилиям личного состава БЧ-5 и службы радиационной безопасности подводной лодки аварийная ситуация была устранена. Подводная лодка на буксире убыла в порт Камрань. После окончания сроков боевой службы, устранения всех последствий аварии и контрольного выхода в море ПЛАРК К-175 в ноябре 1985 г. убыла в бухту Крашенинникова.
Командир подводной лодки капитан 3 ранга В. Г. Кондаков, несмотря на аварийную ситуацию и позорную буксировку атомной подводной лодки, нашел в себе силы и мужество с честью выполнить свой командирский долг и мобилизовать личный состав на преодоление последствий аварийной ситуации. В дальнейшем, благодаря своей настойчивости и целеустремленности, он успешно продолжил службу в ВМФ на высоких должностях: был командиром 26-й дипл, окончил академию Генерального штаба, возглавлял Учебный центр им. Осипенко в Обнинске, Управление боевой подготовки ВМФ. Службу закончил в должности первого заместителя командующего Черноморским флотом в звании вице-адмирала.
7 сентября плавбаза «Иван Вахромеев» (командир — капитан 3 ранга П. М. Лаппо, сменивший убывшего по семейным обстоятельствам капитана 3 ранга А. А. Шарова, старший на борту — командир 38-й дипл вместе с офицерами походного штаба дивизии — флагманским штурманом капитаном 3 ранга А. В. Шевченко, флагманским минером капитаном 3 ранга Л. Г. Корнеевым) убыла в порт Реам НРК с задачами: разминирование порта и аэродрома и изучение условий базирования в порту кораблей советского ВМФ.
Обстановка в Кампучии в этот период была очень сложной. Остатки разгромленных полпотовских войск продолжали терроризировать население страны. В порту Реам дислоцировался полк вьетнамских войск. Отношения между вьетнамскими и кампучийскими военнослужащими были напряженными.
После прибытия на внешний рейд порта Реам установили соответствующие контакты с командирами воинских подразделений Кампучии и Вьетнама. По просьбе командования ВМС НРК силами ремонтной бригады плавбазы были введены в строй базирующиеся в порту Реам бронекатера. Плавбазу посетил начальник Генерального штаба кампучийской армии, поблагодарил личный состав за оказанную помощь и передал в дар большую партию кокосовых орехов и две туши коров. Были проведены товарищеские встречи по футболу между командами плавбазы, Кампучии и Вьетнама.
В период стоянки плавбазы «Иван Вахромеев» в порту Реам особое внимание уделялось противодиверсионной защите корабля: непрерывно велось наблюдение гидроакустическими станциями и зрительными средствами, круглосуточно выполнялось по скользящему графику профилактическое гранатометание. И не напрасно. С проплывающих мимо джонок раздавались автоматные очереди. В окрестностях порта Реам (по сообщениям кампучийского командования) нападения недобитых полпотовских банд на военнослужащих НРК и СРВ были частыми.
В связи с отменой Генеральным штабом Вооруженных сил СССР задач по разминированию порта и аэродрома плавбаза «Иван Вахромеев» убыла в Камрань. Время, затраченное на переход и стоянку в порту Реам, составило 61 сутки.
С 24 ноября по 1 декабря 1985 г. ПЛАТ К-314 пр. 671 (командир — капитан 1 ранга В. А. Качанов), прибывшая из Индийского океана, обеспечивала опытовые исследования научно-исследовательского судна (НИС) «Академик Крылов» (старший на борту — командир 38-й дипл) в центральной части Южно-Китайского моря. По программе, заданной специалистами с НИС «Академик Крылов», подводная лодка К-314 маневрировала на разных галсах, глубинах и в диапазоне скоростей — от малошумной скорости до максимальной. Маневрирование на максимальном ходу привело к тому, что подводная лодка потеряла около семи квадратных метра обшивки легкого корпуса. Для восстановления (ремонта) легкого корпуса привлекли специалистов плавмастерской, сварщиков плавбазы и СовСМО. После проведенного межпоходового ремонта и осмотра К-314 убыла в свою базу — бухту Павловского.
17 декабря во Владивосток убыла плавбаза «Иван Вахромеев» с личным составом 17-й опэск, увольняющимся в запас. Всего — 331 человек. Перед убытием личный состав был проверен штабами эскадры и дивизии и проинструктирован командованием соединений по вопросам распорядка дня, соблюдения корабельных правил во время перехода и обеспечения взрывопожарной безопасности. 28 декабря плавбаза благополучно прибыла во Владивосток.
Штаб 38-й дипл с убытием плавбазы временно переселился в здание берегового штаба 17-й опэск.
В 1985 г. в составе 38-й дипл с разными сроками пребывания находились:
а) атомные подводные лодки:
— К-45 пр. 659Т (командир — капитан 1 ранга В. Д. Хаперский);
— К-151 пр. 659Т (командир — капитан 3 ранга Ю. В. Сувалов);
— К-175 пр. 675МК (командир — капитан 3 ранга В. Г. Кондаков);
— К-314 пр. 671 (командир — капитан 2 ранга В. А. Качанов);
— К-320 пр. 670М (командир — капитан 1 ранга В. Т. Аникин).
б) дизельные подводные лодки:
— Б-28 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга В. З. Чарков);
— Б-15 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга Ю. В. Лавренов);
— Б-73 пр. 651 (командир — капитан 2 ранга В. Н. Григорьев);
— Б-427 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга В. С. Фокин).
в) плавбаза «Иван Вахромеев».
Время нахождения в море командира дивизии составило: на подводных лодках — 70 суток, на плавбазе — 85 суток.
В конце декабря подвели итоги боевой подготовки за 1985 г.
В мае 1986 г. в составе 38-й дипл находились: ПЛАРК пр. 675МК — К-48 и К-184; дизельные ПЛ пр. 641 — Б-15, Б-39 и Б-427.
6 мая из штаба ТОФ поступило приказание подготовить для перехода в Дананг до 21 мая подводную лодку Б-427 и сторожевой корабль СКР-43 для участия в практической отработке противолодочных задач вьетнамскими кораблями по реальной цели (ПЛ Б-427). Командиру СКР-43 ставилась задача провести на своем корабле показные занятия и тренировки корабельных противолодочных расчетов (КПР) экипажей вьетнамских кораблей 161-й брк ОВР. Старший на борту Б-427 — командир 38-й дипл, а на борту СКР-43 — командир 119-й брнк капитан 1 ранга Ю. Г. Устименко.
С прибытием в Дананг выяснилось, что на вьетнамских кораблях гидроакустические станции неисправны. Пришлось все корабельные противолодочные расчеты вьетнамских кораблей посадить на СКР-43, и они наблюдали за работой наших гидроакустиков, маневрированием при выполнении гидроакустического учения ГАУ-2, поиском и атакой подводной лодки Б-427. Поставленные задачи были выполнены.
Вторая часть визита — культурно-массовые мероприятия. Наши корабли посетили должностные лица 3-го военно-морского района ВМС СРВ, 5-го военного округа ВНА, партийное руководство г. Дананг, Герои СРВ — военнослужащие, отличившиеся в войне с США, консул МИДа СССР в Дананге. В свою очередь экипажи кораблей 17-й опэск ознакомились с достопримечательностями Дананга.
31 мая корабли эскадры покинули порт Дананг.
В конце июня в ходе командно-штабного учения (КШУ) 17-й опэск на зачетном тактическом учении «Поиск и атака конвоя» участвовали подводные лодки Б-15, Б-39, Б-427 в составе завесы с выполнением боевого упражнения НТ-4.
В состав конвоя (КОН) входили: транспорт «Вента», танкер «Ижора», плавбаза «Иван Вахромеев».
Силы охранения: ЭМ «Резкий», два СКР и два МПК.
Учение проведено на высоком уровне. В лучшую сторону отмечена подводная лодка Б-427 (маневрирование и торпедная стрельба).
В 1986 г. в составе 38-й дипл с разными сроками пребывания находились:
а) атомные подводные лодки:
— К-48 пр. 675МК (командир — капитан 2 ранга В. С. Трусов),
— К-184 пр. 675МК (командир — капитан 2 ранга Е. П. Захаров),
— К-313 пр. 670 (командир — капитан 2 ранга В. Темнов);
б) дизельные подводные лодки пр. 641: Б-15, Б-39, Б-397, Б-427;
в) плавбаза «Иван Кучеренко».
Время нахождения в море командира 38-й дипл составило: на подводных лодках — 85 суток, на плавбазе — 19 суток.
В феврале — марте 1987 г. в состав 38-й дипл прибыли:
— ПЛАРК пр. 675МК К-144 (командир — капитан 1ранга Ю. Г. Пищальников);
— дизельная подводная лодка пр. 641 Б-164 (командир — капитан 3 ранга А. Д. Мартынов).
В марте 17-я опэск инспектировалась комиссией Генерального штаба под руководством начальника управления Генерального штаба адмирала Ю. А. Сысоева. Проведено зачетное КШУ на тему: «Совместные боевые действия 17-й опэск против ОБК и КОН».
От 38-й дипл против конвоя и отряда боевых кораблей действовали: ПЛАРК К-144 с нанесением условного ракетного удара и дизельные подводные лодки Б-39 и Б-397 с выполнением практической торпедной стрельбы (упражнение НТ-4).
Итоговые оценки: К-144 и Б-397 — «хорошо», Б-39 — «неудовлетворительно» за потерю скрытности и неудовлетворительное выполнение торпедной стрельбы (упражнение НТ-4).
В июле начала переход в основную базу подводная лодка Б-427 (командир — капитан 2 ранга Ю. В. Лавренов, заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант В. И. Баев, старший помощник командира — капитан 3 ранга Р. В. Тюрин).
К сожалению, со стороны оперативных служб штаба ТОФ и 17-й опэск была допущена ошибка, аналогичная ошибке при переходе подводной лодки Б-28: несвоевременное оповещение об ухудшении погоды по маршруту перехода в Южно-Китайском море. В результате подводная лодка попала в жесточайший шторм, временно теряла ход, 50 % обшивки легкого корпуса разрушено волнами. В таком состоянии Б-427 не могла следовать дальше, и она была вынуждена вернуться в бухту Камрань. Для ввода ее в строй привлекли силы электромеханической службы эскадры, специалистов плавмастерской и лучших сварщиков СовСМО. К концу октября подводная лодка была введена в строй, проверена штабами дивизии и эскадры с контрольным выходом в море и продолжила переход во Владивосток. Общее время нахождения вне своей основной базы составило 17 месяцев.
В конце сентября проведено зачетное тактическое учение 38-й дипл с участием ПЛАРК К-144, дизельных ПЛ Б-15 и Б-164. Грамотно и уверенно действовал командир К-144 капитан 1 ранга Ю. Г. Пищальников, успешно выполнив условную ракетную стрельбу с целеуказанием от нескольких источников.
В 1987 г. в составе 38-й дипл с разными сроками пребывания находились:
а) атомные подводные лодки:
— К-144 пр. 675МК (командир — капитан 1 ранга Ю. Г. Пищальников);
— К-313 пр. 670 (командир — капитан 3 ранга В. Темнов).
б) дизельные подводные лодки:
— Б-39 пр. 641 (командир — капитан 2 ранга К. П. Шулико);
— Б-164 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга А. Д. Мартынов);
— Б-397 пр. 641 (командир — капитан 2 ранга Е. Петренко);
— Б-427 пр. 641 (командир — капитан 2 ранга Ю. В. Лавренов).
Общее время нахождения в море командира дивизии составило: на подводных лодках — 62 суток, на плавбазе — 16 суток.
Началась горбачевская «перестройка» и интенсивность боевой службы стала снижаться.
В 1988 г. боевая подготовка сводилась в основном к базовым мероприятиям и одиночным выходам подводных лодок на боевую подготовку в море, выполнение торпедных стрельб условно — «пузырем». В марте проведено контрольное тактическое учение (подводные лодки Б-39, Б-164) с выполнением боевого упражнения НТ-4а. Обе подводные лодки получили оценку «отлично».
4 мая в состав дивизии прибыла плавбаза «Иван Кучеренко». На переходе из Владивостока погиб от электротравмы матрос Любин (санитар).
Вновь штаб 38-й дипл все свое внимание сосредоточил на повышении организации службы, состоянии воинской дисциплины, предупреждении несчастных случаев среди всех категорий экипажа плавбазы.
В июле — августе штаб дивизии последовательно готовил плавбазу к сдаче курсовых задач К-1 и К-2. После приема штабом задачи К-1 плавбаза вышла в море для отработки и сдачи курсовой задачи К-2.
С 12 по 16 июля корабли дивизии участвовали в рейдовом сборе кораблей 17-й опэск. В этот же период, как и в 1987 г., обстановка по малярии ухудшилась. Ряд мероприятий боевой подготовки в связи с заболеванием малярией среди личного состава пришлось отменить или перенести на поздние сроки. Ухудшение обстановки по малярии было связано с отсутствием надежных импортных антималярийных препаратов и близким соседством с вьетнамскими военнослужащими, переболевшими малярией по два — три раза.
В 1988 г. в составе 38-й дипл с разными сроками пребывания находились:
а) атомные подводные лодки:
— К-56 пр. 675МК (командир — капитан 2 ранга А. В. Галюк);
— К-557 пр. 675МК (командир — капитан 2 ранга В. Т. Росляков, заместитель командира по политической части — капитан 3 ранга В. Ю. Мальцев).
б) дизельные подводные лодки:
— Б-8 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга В. П. Воробьев);
— Б-15 пр. 641 (командир — капитан 2 ранга Ю. В. Лавренов);
— Б-164 пр. 641 (командир — капитан 3 ранга А. Д. Мартынов).
Боевая служба в составе 38-й дипл в бухте Камрань стала школой для подводников Тихоокеанского флота. В общей сложности с 1983 по декабрь 1988 г. в составе 38-й дипл с различными сроками пребывания на боевой службе находились 26 атомных подводных лодок, 25 дизельных подводных лодок и 4 плавбазы.
В условиях жаркого климата, в тяжелых бытовых условиях экипажи подводных лодок и плавбаз мужественно решали поставленные задачи по защите интересов нашей страны — Союза Советских Социалистических Республик. Лучшие командиры стали впоследствии адмиралами (Ю. Н. Сысуев, А. В. Конев, В. Г. Кондаков, А. А. Побожий, Л. З. Лупач), другие — назначены на высокие штабные должности.
Командование кораблей (то, что удалось восстановить):
— ПЛАРК К-10 пр. 675:
командир — капитан 2 ранга В. Н. Медведев,
заместитель командира по политической части — капитан 3 ранга Ю. Н. Белоусов,
старший помощник командира — капитан 3 ранга В. С. Барчан,
командир БЧ-5 — капитан 2 ранга Ю. М. Александров;
— АПЛ К-42 пр. 627А «Ростовский комсомолец»:
командир — капитан 2 ранга Е. И. Травин;
— ПЛАРК К-48 пр. 675МК:
командир — капитан 2 ранга В. И. Ровенский,
заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант С. Н. Кричевцов,
старший помощник командира — капитан 3 ранга В. К. Чиликин,
помощник командира — капитан-лейтенант А. С. Астапов;
— ПЛАРК К-108 пр. 675:
командир — капитан 1 ранга В. И. Ратников,
заместитель командира по политической части — капитан 2 ранга Н. Н. Резник,
старший помощник командира — капитан 3 ранга В. С. Барчан,
помощник командира — капитан-лейтенант А. С. Астапов;
— ПЛАРК К-144 пр. 675МК:
командир — капитан 1 ранга Ю. Г. Пищальников,
заместитель командира по политической части — капитан 2 ранга А. Т. Лешков;
— ДЭПЛ Б-8 пр. 641:
командир — капитан 3 ранга В. П. Воробьев,
заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант Н. В. Зайцев;
— ДЭПЛ Б-15 пр. 641:
командир — капитан 2 ранга Ю. В. Лавренов (1983),
заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант В. А. Олейник;
— ДЭПЛ Б-28 пр. 641:
командир — капитан 2 ранга А. Наумчик,
заместитель командира по политической части — капитан 3 ранга П. П. Тулей;
— ДЭПЛ Б-39 пр. 641:
командир — капитан 2 ранга К. П. Шулико,
заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант В. В. Кудашкин,
старший помощник командира — капитан-лейтенант А. С. Горбунов;
— ДЭПЛ Б-85 пр. 641:
командир — капитан 3 ранга С. И. Китов,
заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант А. С. Хандога;
— ДЭПЛ Б-164 пр. 641:
командир — капитан 2 ранга А. Д. Мартынов,
заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант И. В. Фалько;
— ДЭПЛ Б-427 пр. 641:
командир — капитан 2 ранга Ю. В. Лавренов (1987),
заместитель командира по политической части — капитан-лейтенант В. И. Баев,
старший помощник командира — капитан 3 ранга Р. В. Тюрин.
Комдив Юрий Федорович Спирин на выходе в море.
Глубина перископная, контроль за надводной обстановкой
1988г. Командование 38-й дипл вручает ценные подарки победителям соревнования
гостеприимный хозяин бунгало - и строгий начальник штаба дипл командир дипл капитан 1 ранга Сорокин Г.А.
Есть вопросы для обсуждения и с «комиссаром» дипл
капитаном 1 ранга В. В. Борисовым
Командир 38-й дипл проводит инструктаж перед выходом в море
Командование 38-й дипл с офицерами и личным составом плавбазы
«Иван Кучеренко»