Клуб Адмиралов

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1005297860.jpg 

Уважаемые читатели!

По вопросу приобретения книги обращаться:

e-mail: klubadmiral@mail.ru

+7(905)790-1167 +7(495)604-3847

Автор: Н. Ф. Матюшин

Издательство: Кучково поле

ISBN: 9785995002116

Год: 2011

 

Аннотация:

 

 

В конце XX века были сформирована 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота в Южно-Китайском море и построен пункт их материально-технического обеспечения (922 ПМТО) на полуострове Камрань, принадлежащем Социалистической Республике Вьетнам. Место базирования было определено совместным решением правительств СССР и СРВ.
17-я опэск и ПМТО отводилась важная роль в планах использования сил Тихоокеанского флота при решении политических и военных задач в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На них возлагалось обеспечение присутствия наших боевых кораблей в Индийском и Тихом океанах, в зоне Персидского залива и эффективного решения ими задач боевой службы.
В настоящем историческом обзоре описываются события, связанные с советским и российским военно-морским присутствием в Социалистической Республике Вьетнам с 1979 по 2002 г. Обо всём этом и не только в книге 17-я оперативная эскадра кораблей Тихоокеанского флота.

 

 

 

Содержание

 

К читателям

Глава 1. Полуостров Камрань (Cam Ranh)

Глава 2. «Холодная война» в «горячих точках» Мирового океана…

Глава 3. 922-й пункт материально-технического обеспечения (ПМТО)

Глава 4. 17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ

Глава 5. 38-я дивизия подводных лодок

Глава 6. 119-я бригада надводных кораблей

Глава 7. 300-й дивизион охраны водного района

Глава 8. 255-й дивизион судов обеспечения (днсо)

Глава 9. Служба радиационной безопасности. Зональный узел связи

Глава 10. 169-й отдельный смешанный авиационный полк

Глава 11. Советская строительно-монтажная организация 22-го Загрантехстроя Министерства обороны СССР

Глава 12. Завершающий этап 23-летнего советского и российского военно-морского присутствия на полуострове Камрань

Заключение

Приложения:

Приложение № 1 (главные строители)

Приложение № 2 (персоналии)

Приложение № 3 (личные фото из семейного архива А.Р.Присяжнюк)

Приложение № 4 (рассказ Шамиля)


Фотоальбом

 

Использованная литература

Список  условных сокращений

 

 

 

Заключение

3 марта — день образования 17-й оперативной эскадры кораблей Тихоокеанского флота, девять лет ее нахождения на полуострове Камрань. Срок небольшой, но сделано для советского Военно-морского флота немало. Еще больше она могла бы дать для его могущества и величия. Перспективы ее развития были огромны.

23 года нашего военно-морского присутствия на иностранной территории — яркая страница истории советского и российского Военно-морского флота. Совместное базирование эскадры разнородных сил, отдельного смешанного авиационного полка, морских пехотинцев, военных строителей, строительно-монтажной организации МО СССР и обеспечивающего их тыла на территории иностранного государства — такого ранее не было в истории нашего флота. Мы ушли из бухты и с полуострова Камрань добровольно, по совместному решению правительств России и Вьетнама, не уронив чести и достоинства.

Среди персонала Советской строительно-монтажной организации, военно-морского госпиталя, Военторга, полевого учреждения Госбанка, средней школы, других подразделений— жители городов России от Калининграда до Камчатки, представители многих национальностей бывшего СССР и современной России, прибывших на работу по контракту. Проживание личного состава, офицеров, мичманов, прапорщиков, членов их семей, служащих, персонала строителей в специально построенных домах с прекрасными бытовыми условиями, в местах, где сейчас созданы вьетнамской стороной и создаются новые культурно-развлекательные и туристические комплексы, привлекающие туристов со всего мира.

Базирование оперативной эскадры разнородных сил в бухте Камрань требует тщательного изучения и обобщения. Сегодня ветераны Камрани с большой теплотой вспоминают время, проведенное на гостеприимной вьетнамской земле, и делят свою жизнь на «до Камрани» и «после Камрани».

За девять лет существования эскадры, 169-го осап, СовСМО и 23 года существования 922-го ПМТО, зонального узла связи через Камрань прошли десятки тысяч матросов, старшин, мичманов, прапорщиков, офицеров, рабочих и служащих СовСМО, отделения Военторга, других подразделений и учреждений. Для многих эти годы стали школой боевой выучки. Многие получили опыт руководства формированиями различного уровня. Годы, проведенные в Камрани в сложных условиях тропического климата, стали серьезной проверкой умения служить, работать и жить честно, на пользу Отечества. Это была единая семья, объединенная общими целями, задачами и интересами. И неудивительно, что многие ветераны Камрани, проявив высокие профессиональные качества и организаторские способности, впоследствии стали знаковыми фигурами, заняли ответственные должности в Военно-морском флоте, органах государственной власти и бизнесе.

Заняли ответственные должности в Военно-морском флоте:

Вице-адмирал Анатолий Алексеевич Кузьмин — командир эскадры в 1984–1987гг. Прохождение службы по классической схеме подготовки командного состава советского ВМФ. Учеба в ВВМУ, на Высших специальных офицерских классах ВМФ, в Военно-морской академии. Служба на четырех флотах: штурман тральщика на БФ, командир штурманской боевой части подводной лодки 4-й эскадры подводных лодок, помощник командира, старший помощник командира, командир подводной лодки, начальник штаба бригады, командир бригады подводных лодок, начальник штаба 4-й эскадры Северном флоте, командир 6-й эскадры Тихоокеанского флота.

Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков хорошо знал деловые качества А.А.Кузьмина и, направляя его командиром 17-й оперативной эскадры кораблей ТОФ в порт Камрань, был уверен, что он сделает оперативную эскадру по-настоящему боевым объединением. Он справился с этой важной в его жизни задачей и получил еще более ответственный пост — пост первого заместителя командующего Черноморским флотом. На всех должностях — высочайшая работоспособность; смел, решителен, самостоятелен, инициативен, чрезвычайно ответственен. Моряк от Бога! Ему бы флотом командовать, но… Где-то, что-то в схеме подготовки командного состава высшего звена сработало не так: или возраст, или чья-то интрига, или что-то другое… Анатолий Алексеевич стал заместителем главнокомандующего ВМФ по боевой подготовке — начальником боевой подготовки ВМФ. В этой должности он активно участвует в разработке и корректуре документов, определяющих новый уровень подготовки сил в условиях реформирования ВМФ, профессионально руководит боевой подготовкой на флотах и флотилиях. За 43 года военной службы создал свою — «кузьминскую школу» командиров-подводников, вырастил плеяду офицеров, адмиралов и генералов руководящего звена. Награжден орденами СССР и СРВ, многими медалями.

Вице-адмирал Николай Никитович Береговойкомандир эскадры с июня 1987 по 1 ноября 1991г. С ноября 1991 по январь 1992г. — командир 8-й оперативной эскадры кораблей ВМФ. 1992–1994гг. — 1-й заместитель начальника штаба Тихоокеанского флота. С 17 ноября 1994г. — в запасе. В Камрань прибыл с должности заместителя командира 8-й оперативной эскадры кораблей Военно-морского флота, где приобрел значительный опыт руководства силами оперативного соединения, опыт подготовки командного звена в различных условиях обстановки, в том числе и при боевых действиях в конфликтующих странах Персидского залива (Сомали, Эфиопия, Йемен). В должности командира 17-й опэск особое внимание уделял повышению боеготовности сил эскадры, их способности выполнять поставленные задачи в операционной зоне, отработке экипажей подводных лодок, надводных кораблей, экипажей 169-го осап, подготовке командиров кораблей к совместным с авиацией действиям. Лично руководил оперативной и тактической подготовкой, отработкой организации управления силами эскадры в море и борьбой за живучесть кораблей боевой службы. Находясь в иностранном порту, активно и решительно отстаивал интересы эскадры, поддерживал дружественные отношения с командованием ВМС и 4-го военно-морского района ВМС СРВ.

Контр-адмирал Виктор Васильевич Девятайкин — начальник штаба эскадры в 1983–1985гг., стал военным советником командующего ВМС СРВ.

Капитан 1 ранга Алексей Григорьевич Красниковначальник штаба эскадры в 1984–1988гг., закончив Военную академию Генерального штаба, стал военным советником командующего ВМС Сирии, контр-адмиралом.

Капитан 1 ранга Олег Викторович Алексеевначальник политического отдела эскадры в 1984–1987гг., стал заместителем начальника Политического управления Черноморского флота, контр-адмиралом.

Полковник Виктор Федорович Аистовгенеральный директор ­СовСМО в 1987–1989гг., стал генерал-лейтенантом, заслуженным строителем РФ, доктором технических наук. В настоящее время — первый заместитель руководителя Департамента городского строительства г. Москвы.

 

Описание: image027

 

27    июля  2010г.

Виктору  Фёдоровичу  65  лет…..  Поздравления  «камранцев»

 

 

Полковник Владимир Иванович Ширяевгенеральный директор ­СовСМО в 1989–1991гг. Начальник управления Верховного суда Российской Федерации, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2-го класса.

Капитан 1 ранга Анатолий Игнатьевич Пивакзаместитель командира эскадры по электромеханической части в 1986–1989гг.; стал начальником 40-го Научно-исследовательского института ВМФ, контр-адмиралом.

Капитан 1 ранга Валерий Николаевич Сергеев — первый командир 119-й брнк; продолжил службу в должностях: начальник штаба, командир 8-й опэск, командир Керченско-Феодосийской ВМБ. Стал вице-адмиралом, кавалером ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» трех степеней; занесен на памятную мемориальную доску в Центральном военно-морском музее в г. Санкт-Петербурге.

Капитан 1 ранга Юрий Николаевич Сысуев — командир 38-й дивизии подводных лодок в 1989–1991гг. 17-й опэск. 1991–1993гг. — заместитель командира, командир 5-й оперативной эскадры кораблей Черноморского флота. С 1992г. — контр-адмирал. 1993–1999гг. — командир Керченско-Феодосийской ВМБ — начальник 31-го Научно-испытательного центра ВМФ. С 1996г. — вице-адмирал. 1999–2003гг. — начальник Высших специальных офицерских классов ВМФ — академии дополнительного профессионального образования. 2003–2009гг. — начальник Военно-морской академии им. адмирала флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова. С 12 июня 2004г. — адмирал. С 2009г. — в запасе.

Капитан 1 ранга Юрий Гаврилович Устименкокомандир 119-й брнк в 1984–1987гг.; стал 1-м заместителем командующего Северным флотом, начальником Высших специальных офицерских классов ВМФ, вице-адмиралом. Почетный радист СССР, почетный работник Морского флота СССР. Доктор военных наук, профессор.

Капитан 2 ранга Александр Александрович Побожий — командир подводной лодки пр. 877 Б-260 («Варшавянка») на боевой службе в составе 17-й опэск в 1984–1985гг.; стал заместителем начальника Главного штаба ВМФ, вице-адмиралом. С февраля 2003г. в запасе. Председатель Межрегиональной общественной организации ветеранов ВМФ России.

Капитан 1 ранга Юрий Прокопьевич Ереминкомандир 922-го ПМТО в 2001–2002гг. В 2002–2006гг. — начальник тыла — заместитель командующего войсками и силами на Северо-Востоке по тылу. С 2006г. — начальник Санкт-Петербургского военно-морского института, контр-адмирал. С 24 декабря 2008г. — начальник филиала Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия» им. адмирала флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова (ВУНЦ ВМФ ВМА, г. Санкт-Петербург, 1-й филиал — Морской корпус Петра Великого — Санкт-Петербургский военно-морской институт). Кандидат военных наук, доцент.

Капитан 1 ранга Василий Иванович Флоряк — командир 119-й брнк в 1990–1991гг.; стал командиром 4-й учебной дивизии кораблей Ленинградской военно-морской базы, контр-адмиралом.

Полковник авиации Вячеслав Алексеевич Волчков— командир 169-го осап; стал командующим авиацией ТОФ, генерал-майором авиации.

Подполковник Валерий Иванович Низовцев— председатель военного трибунала гарнизона Камрань в 1988–1990гг.; в 90-е годы стал председателем Военного трибунала Московского военного округа, генерал-майором юстиции. Заслуженным юристом РФ.

Капитан-лейтенант Андрей Николаевич Барановкомандир МПК‑155 на боевой службе в составе эскадры с июля 1986 по август 1987г.; стал начальником Оперативного управления Главного штаба ВМФ, контр-адмиралом. С июля 2010г. в запасе.

Старший лейтенант Владимир Василевич Ларионов — трижды командирован в Камрань: помощник начальника зонального узла связи (июль 1982 — май 1984г.); командир войсковой части в/ч 20362 — начальника ЗУС (октябрь 1992 — ноябрь 1995г.); заместитель командира 922-го ПМТО (май 1997 — апрель 1998г.); с мая 1998 по октябрь 1999г. — командир 922-го ПМТО — начальника российского гарнизона в Камрани. Полковник в отставке.

Капитан 1 ранга Петр Григорьевич Премьяк— начальник особого отдела КГБ СССР по 17-й опэск. Избирался председателем Камчатского областного совета народных депутатов, заместителем главы администрации Камчатской обл. Работал 1-м заместителем начальника Управления кадровой политики Президента РФ, начальником отдела правового обеспечения секретариата Организации договора о коллективной безопасности; контр-адмирал.

Капитан 3 ранга Александр Сергеевич Данильченкодирижер военного оркестра эскадры (1985–1989), в 1997–2007гг.— художественный руководитель и главный дирижер Центрального концертного образцового оркестра Военно-морского флота РФ им. Н.А.Римского-Корсакова. Народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Капитан 1 ранга запаса. В настоящее время— художественный руководитель и главный дирижер концертного образцового оркестра ОАО «Российские железные дороги»; профессор;

Капитан-лейтенант Василий Иванович Баевзаместитель командира дизельной подводной лодки Б-427 по политической части на боевой службе в составе эскадры. В дальнейшем занимал должности: заместитель командира по политической части головной АПЛ пр. 971, заместитель начальника отдела воспитательной работы Главного управления глубоководных исследований МО РФ (ГУГИ МО РФ), помощник начальника ГУГИ МО РФ по воспитательной работе, 1-й заместитель начальника Управления образования Юго-восточного административного округа г. Москвы. Капитан 1 ранга запаса. Доктор педагогических наук.

Старший лейтенант медицинской службы Октай Сергоевич Ибрагимов— врач-спецфизиолог 62-й группы спасательных судов дивизиона судов обеспечения эскадры. В настоящее время — заместитель главного психиатра Главного военного клинического госпиталя им. академика Н.Н.Бурденко, полковник медицинской службы, врач высшей категории.

Капитан 3 ранга Михаил Николаевич Иванов — командир ракетного крейсера «Владивосток» на боевой службе в составе эскадры в 1987г. Закончил военную службу капитаном 1 ранга. В настоящее время — 1-й вице-президент председатель экспертного совета АНО «Национальный комитет по науке и промышленности»; доктор экономических наук.

Капитан Игорь Вениаминович Кокоринов — военный дирижер 17-й опэск с февраля 1989 по июнь 1992г. С 1992 по 1994г. — военный дирижер 81-го военного оркестра штаба Тихоокеанского флота. C 1994 по 2006г. — начальник военно-оркестровой службы — военный дирижер военного оркестра Каспийской флотилии.

В 2006г. (февраль — август)— военный дирижер Центрального концертного образцового оркестра Военно-морского флота им. Н.А.Римского-Корсакова. С августа 2006по май 2007г. находился в служебной командировке в Республике Намибия в качестве консультанта-дирижера президентского оркестра. Подполковник в отставке.

Капитан-лейтенант Владимир Васильевич Кудашкин — заместитель командира дизельной подводной лодки Б-39 по политической части. Уволившись из Вооруженных сил, продолжил учебу; в настоящее время — начальник правового департамента государственной корпорации «Ростехнологии»; доктор юридических наук.

Капитан 2 ранга Владимир Аркадьевич Хорьков— начальник штаба 119‑й брнк, закончил ВМА им. адмирала флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова. Военную службу завершил в должности начальника Управления надзора за безопасностью мореплавания, водолазных и глубоководных работ ВМФ. Капитан 1 ранга запаса. Заслуженный военный специалист РФ.

Старший лейтенант Александр Викторович Шестеркин— заместитель командира 62-й группы спасательных судов по спасательным работам 255-го днсо; службу закончил в должности начальника 4-го отдела Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ. Капитан 1 ранга запаса.

Капитан-лейтенант Дмитрий Георгиевич Шишкинкомандир БЧ-5 плавмастерской ПМ-5 на боевой службе в составе эскадры. В 1998–1999гг. вновь в Камрани, но уже в должности заместителя 922-го ПМТО, капитан 1 ранга. В настоящее время — начальник отдела Московского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Капитан 1 ранга Василий Анатольевич Южаков— флагманский специалист штаба эскадры. В последующем занимал должности: флагманский специалист 2-й флотилии подводных лодок, начальник филиала НИИ ВМФ. Избирался главой администрации пос. Купавна Московской обл. В настоящее время — руководитель проекта ООО «Альтаир».

 

Добились серьезных результатов в бизнесе:

Анатолий Николаевич Демидов — водитель СовСМО в 1987–1989гг. В настоящее время успешно реализует многие коммерческие проекты в банковской сфере, в сфере туризма и торговли.

Владимир Вениаминович Моршнев — старший бухгалтер СовСМО (19871989). В настоящее время — генеральный директор аудиторско-консультационной группы МББ-Аудит.

Гусман Гумерович Рахимов— старший лейтенант, секретарь комитета ВЛКСМ СовСМО (19881989). В настоящее время — генеральный директор центра лечебно-профилактической стоматологии «Вся семья» в г. Москве.

 

Время неумолимо… Ушли из жизни:

Контр-адмирал Рональд Александрович Анохин, первый командир эскадры в 1982–1984гг., сердечный приступ.

Вице-адмирал Валерий Николаевич Сергеев, первый командир 119-й брнк, сердечный приступ.

Контр-адмирал Виктор Васильевич Девятайкин, первый начальник штаба эскадры в 1982–1984гг. Будучи военным советником командующего ВМС СРВ, 8 июля 1989г., незадолго до убытия в Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР, погиб в авиационной катастрофе на аэродроме Камрань при заходе самолета на посадку в сложных метеоусловиях.

Генерал-майор авиации Вячеслав Алексеевич Волчков, командир 169-го осап (1985–1987), командующий авиацией ТОФ.

Капитан 1 ранга Анатолий Романович Присяжнюк, первый начальник политического отдела эскадры в 1982–1984 гг., сердечный приступ.

Контр-адмирал Анатолий Игнатьевич Пивак, заместитель командира эскадры по электромеханической части в 1986–1989гг.

Капитан 1 ранга Вячеслав Николаевич Никонов, начальник штаба эскадры в 1988–1991гг.

Капитан 1 ранга Юрий Мелентьевич Поляков, командир 119-й брнк в 1988–1990гг. Окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил РФ в 1992г. Погиб в Москве в результате ДТП.

Капитан 2 ранга Юрий Семенович Перегудов, старший инструктор политического отдела эскадры по пропаганде и агитации; умер в госпитале после перенесенных тропических заболеваний малярии и лиходки Дэнге.

Капитан-лейтенант Александр Николаевич Рубис, заместитель командира МПК-143 по политической части.

Капитан 3 ранга А.Гринько, флагманский штурман 38-й дипл, сердечный приступ.

Капитан 3 ранга С.А.Чернов, командир МПК «Циклон», сердечный приступ.

Капитан 1 ранга Михаил Иванович Губерниев, командир плавмастерской на боевой службе в составе 17-й опэск (трижды).

Полковник В.В.Макеров, начальник зонального узла связи.

Полковник Б.Н.Малахов, начальник зонального узла связи.

Полковник В.Г.Круглов, начальник зонального узла связи.

Полковник С.А.Соломатин, начальник зонального узла связи.

Наш опыт базирования еще будет востребован

К большому сожалению, боевая деятельность, повседневная жизнь соединения ВМФ— 17-й оперативной эскадры, СовСМО, 92-го ПМТО, 169-го осап ТОФ, в целом 23 года советского и российского военно-морского присутствия на иностранной территории до сих пор не обобщены, и вообще о боевой деятельности эскадры напечатано до обидного мало. Причина одна: повышенная в условиях противостояния и «холодной войны» секретность. Никто тогда записей для своего архива не вел, и информация постепенно устаревала, терялась в памяти. Остались только впечатления да семейные фотоархивы. Вот, например, Советская строительно-монтажная организация — СовСМО за период строительства объектов на полуострове семь раз меняла свое название: РС-3, Москва-400, Владивосток-100 и т. д. А какие уникальные сооружения в условиях тропического климата построены — при дневной температуре до 45–50 градусов и высокой влажности! Сколько новизны, оригинальных решений и смелых новаторских предложений было реализовано!

В средствах массовой информации, в специальных печатных изданиях кроме сухих, коротких фраз о формировании и расформировании эскадры, существовании ПМТО в Камрани, о заходе корабля «N» в бухту Камрань, глубокого анализа для будущего российского флота нет.

Вроде бы была эскадра, были ПМТО, СовСМО и др., но вроде бы их и не было. А там, на полуострове Камрань, были люди, десятки тысяч людей, служили и работали в сложных условиях, не жалея своего здоровья. Улетали в отпуск и возвращались обратно. Дети учились в школе и отдыхали на каникулах здесь же.

Есть и другая печальная статистика. Ежегодно кто-то умирал от тропических болезней либо от укусов змей, либо от сердечных приступов или по причине производственного травматизма, кого-то отправляли самолетом во Владивосток по болезни, полученной в тропиках в результате солнечных тепловых ударов. В этой связи перед ветеранами Камрани стояла задача в настоящем историческом обзоре воспроизвести основные эпизоды деятельности эскадры, 922-го ПМТО, СовСМО, 169-го осап, вспомнить людей, чтобы ни события, ни люди не ушли в небытие.

Такое произошло со многими советскими соединениями, расформированными в спешном порядке в «перестроечное» время и в постсоветский период. Так было и после октября 1917г. XX в., когда ушли в небытие прославленные полки царской армии, казачество, верой и правдой служившее Отечеству на окраинах Великой России. Или, например, 26-я и 29-я дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, воспитавшие немало выдающихся подводников нашего флота: адмиралов, командующих флотилиями и флотами. Среди них: командующий Тихоокеанским флотом адмирал Г.А.Хватов; вице-адмиралы Н.Н.Береговой, В.А.Ильин, Ю.А.Кайсин, В.А.Кожевников, В.Г.Кондаков, В.Д.Рязанцев, А.М.Славский, Герой Советского Союза Н.В.Усенко, В.М.Храмцов, Ю.И.Шуманин; контр-адмиралы М.Б.Абрамов, В.А.Аверкиев, Г.Д.Агафонов, А.А.Белоусов, А.Н.Олейников, А.М.Степанов, Герой Советского Союза А.П.Катышев, Герой Росси И.Н.Козлов, А.В.Кондрашов, Н.Ф.Матюшин и многие-многие другие, служившие в разные годы в 26-й и 29-й дивизиях подводных лодок.

Сегодня эти соединения расформированы. Их история — это исторические журналы, хранящиеся в архивах. А в историческом журнале мы можем узнать только о важнейших событиях жизни и боевой деятельности соединения (базирование, изменение дислокации и подчиненности, состав сил, состав сил постоянной готовности, боевая служба), сведения о командовании и о награжденных государственными наградами. Полной летописи соединений со дня формирования до расформирования в открытой печати нет. Но живы ветераны этих соединений, которые могут многое рассказать.

В воспоминаниях контр-адмирала Виктора Ананьевича Дыгало «Записки контр-адмирала» излагается полная и объективная история 29-й дивизии, но… только в период его командования, а что было «до» и «после» — нет. Большая просьба к командирам дивизий, политработникам, офицерам штабов, к историкам, подводникам-профессионалам: обращайтесь к архивам, пишите и дополняйте архивные материалы сведениями еще живых свидетелей тех событий. Справедливости ради надо сказать, что в последнее десятилетие этот пробел в истории советского и российского флота стал постепенно устраняться. Издана книга по 8-й опэск, частично — по 5-й опэск, идет сбор материалов по 7-й опэск, 10-й опэск, 4-й флпл, 6-й эскпл ТОФ. Конечно же, ветеранов флота такое сообщение обрадует.

Что такое боевая служба, с какой целью, в каких районах Мирового океана и как она выполнялась, общественность, далекие от военной службы люди, уже не знают или знают немногие и немного… В советское время (опять-таки по причине секретности) серьезными публикациями по этому виду деятельности Военно-морского флота общественность не располагала. Все это еще можно восстановить.

Взять, например, атомную ракетную подводную лодку пр. 675 К-10, неоднократно упоминавшуюся в настоящем историческом обзоре. Будучи в 10-й и 29-й дипл, читал исторический журнал подводной лодки, читал отчеты по боевым службам и ракетным стрельбам. Есть интересные эпизоды, достойные описания писателем — специалистом по истории подводного флота. Кстати, такую идею высказал известному писателю-маринисту Владимиру Виленовичу Шигину. Надеюсь, что история ПЛАРК К-10 когда-то будет освещена полностью — от даты формирования экипажа, спуска корабля на воду, подъема Военно-морского флага, ввода в линию и до момента разделки и утилизации. Ответа от В.Шигина нет. Поэтому выскажу свое мнение о действиях ПЛАРК К-10 в 1968, 1979, 1983гг.

ПЛАРК К-10 была восьмой их АПЛ пр. 675, построенных в Комсомольске-на-Амуре. К моменту ее постройки СРЗ уже приобрел достаточный опыт. Качество постройки было высокое, что и показала 26-летняя служба этой подводной лодки. Звездный час для экипажа подводной лодки наступил в 1968г. на боевой службе в Южно-Китайском море. Командир АПЛ — капитан 2 ранга Н.Т.Иванов.

Шел второй месяц боевой службы. Командир ПЛАРК, как всегда, в ЦП (центральном посту) — здесь его основное место на боевой службе. По данным разведки в Южно-Китайское море должна войти АУГ во главе с атомным ударным авианосцем «Энтерпрайз» для нанесения ударов по территории Северного Вьетнама. Штурман докладывает командиру о том, что погода «наверху» ухудшается, к району патрулирования приближается мощный тайфун. Классическое наведение на цель исключалось, так как самолеты Ту-95РЦ и Ту-16РЦ в такую погоду не полетят. Следовательно, сближение с АУГ и выход в ракетную атаку (с условными пусками) придется выполнять по целеуказаниям, выработанным автономно своими средствам.

Приняв доклад от акустика о приближении АУГ, командир принимает решение продолжить сближение с АУГ, прорвать ПЛО и выйти в торпедную атаку на авианосец. Для этого нужно было обойти по корме ближайший корабль охранения и выйти на дистанцию торпедного залпа по АВУ. Пока все идет штатно. После выполнения имитационной торпедной атаки, подводная лодка ложится на курс уклонения и отрыва. По данным гидроакустика никаких изменений в работе ГАС противника не наблюдается. Значит, противник подводную лодку не обнаружил. Появляется азарт подойти ближе, под днище атомного авианосца и следовать под ним. Получилось! Заместитель командира по политической части объявляет по трансляции: «Товарищи офицеры, старшины и матросы! Мы находимся под американским атомным авианосцем «Энтерпрайз — единственным в мире!» В отсеках слышится громкое «Ура!»

ПЛАРК К-10, находясь в центре АУГ, под днищем АВУ, следила за ним 13 часов и записывала шумы винтов корабля. Затем, по мере затихания шторма и в связи с увеличением скорости хода АУГ, ПЛАРК сбавила скорость и оторвалась от авианосца.

Тогда экипаж ПЛАРК К-10 еще не знал, что за два года до слежения за АВУ «Энтерпрайз» штаб ВМС США по согласованию с Пентагоном, конгрессом и президентом США принял решение для обеспечения безопасности АУГ «уничтожать в мирное время советские атомные подводные лодки, обнаруженные и не всплывшие в радиусе 100 миль от американских авианосцев». А в начале 1968г. командованием НАТО утверждено «Положение о вступлении в бой», в котором предписывалось в случае обнаружения неопознанных подводных лодок в радиусе 100 миль от АУГ применять предупредительные сигналы взрывами, вынуждая подводную лодку всплыть. При всплытии лодку должны были атаковать противолодочным оружием с целью ее уничтожения. Командир ПЛАРК К-10 капитан 2 ранга Н.Т.Иванов не знал об этом, но если бы и знал, полагаю, что он выполнил бы тот же маневр.

Десять лет спустя, в 1978г., К-10 выполнила зачетную ракетную стрельбу во время инспектирования Тихоокеанского флота министром обороны СССР.

В 1979г. командира ПЛАРК К-10 капитана 2 ранга Валерия Николаевича Медведева (возраст — 34 года, 2,5 года в должности командира) как одного из лучших, перспективных командиров командование 10-й дипл направило в г. Владивосток для сдачи вступительных экзаменов в Военно-морскую академию. Экзамены сданы. Ожидается приказ ГК ВМФ о зачислении в академию. Штатный командир, В.Н.Медведев, пока еще не сдал дела и обязанности командира ПЛ. И… в это же время на его подводной лодке с прикомандированным другим командиром произошло происшествие: по вине командира второго дивизиона БЧ-5 во время зарядки аккумуляторной батареи во втором отсеке произошел взрыв. Начальник медицинской службы капитан медицинской службы Василий Васильевич Ястребов получил травму и потерял зрение. По болезни уволен в запас.

Капитан 2 ранга В.Н.Медведев принял корабль и перебазировал его в залив Владимира и продолжил службу в составе 29-й дипл. Служил уверенно, ответственно. Командование дивизии включило его в списки кандидатов для сдачи экзаменов в Военно-морскую академию на 1983г. И быть бы ему слушателем академии… Но снова в служебную карьеру вмешался «его величество случай» — столкновение с неопознанным подводным объектом на переходе из района выполнения задач боевой службы в залив Владимира.

Как показало расследование, прямой вины командира не было. Инструкция по управлению движением АПЛ не нарушалась. Переход осуществлялся со всеми мерами навигационной предосторожности. Акустические горизонты прослушивались. Но за аварийное происшествие командир подводной лодки ответил — его не вызвали на сдачу экзаменов в академию. В должности командира атомной подводной лодки он остался девять лет. Позднее его назначают преподавателем в учебный центр ВМФ.

Пишу о Валерии Николаевиче Медведеве с грустью и сожалением о его нереализованных возможностях занять должности, соответствующие его знаниям, опыту и личным деловым качествам. Пишу с уважением к командиру, у которого девять лет было сложное, беспокойное хозяйство: 2 реактора, 8 ракет, 20 торпед, в том числе и с ядерными боеприпасами, и свыше 100 человек подчиненного личного состава, за поведение каждого — персональная ответственность. Пишу с любовью, потому что служил с ним в 10-й и 29-й дипл и потому что он мой однокашник — выпускник ЧВВМУ им. П.С.Нахимова (его выпуск на один год позже моего). Спасибо тебе, Валерий Николаевич, за строгое, внимательное, доброе и человеческое отношение к подчиненным, за службу и служение Отечеству. Здоровья и жизненной энергии, удачи тебе во всех твоих делах, любви и внимания жене — Татьяне Сергеевне, дочери, внучке Юлии и внуку Валерию.

Таких интересных, удивительных и не очень историй на флоте было немало. Они ждут своего часа и объективного, увлеченного исследователя. За такими событиями — люди. Наши дети, родственники, знакомые, друзья должны же знать, чем занимался наш Военно-морской флот в годы «холодной войны», каким трудом был достигнут паритет военный с США и блоком НАТО.

Бесконечно благодарен своим сослуживцам — ветеранам Камрани за совместную службу, воспоминаниями о которой мы живем и гордимся; за простое и человеческое общение в сложных экстремальных условиях вдали от отеческих берегов.

Благодарен за помощь и поддержку своим одноклассникам по ЧВВМУ им. П.С.Нахимова, с которыми вместе были в бухте и на полуострове Камрань:

-              капитану 1 ранга в отставке Николаю Николаевичу Резнику — заместителю командира 38-й дипл по политической части, служил с которым на Северном и Тихоокеанском флотах (4-я эскпл СФ, 10-я и 29-я дипл ТОФ), 11 мая 1987г. одним самолетом прибыли во Вьетнам и одним самолетом 1 ноября 1991г. убыли с аэродрома Камрань;

-              капитану 1 ранга в отставке Юрию Николаевичу Фурлету — командиру БПК «Василий Чапаев»;

-              контр-адмиралу в отставке Анатолию Иосифовичу Романюку — старшему офицеру Военно-морского управления Генерального штаба ВС СССР, ныне председателю комитета ветеранов Московского городского военного комиссариата, члену «Клуба адмиралов»;

-              капитану 1 ранга в отставке Григорию Михайловичу Щербатюку, в прошлом командиру РПКСН, заместителю командира 29-й дипл, заместителю командующего 4-й флпл по тылу — начальнику тыла флотилии, отвечавшему за снабжение всеми положенными видами тылового довольствия подводных лодок 26-й и 29-й дипл, уходивших на боевую службу в зону ответственности 17-й опэск;

-              капитанам 1 ранга в отставке Николаю Алексеевичу Халимону и Леониду Константиновичу Терентьеву, готовившим и отправлявшим корабли Камчатской флотилии разнородных сил на боевую службу в состав 17-й опэск.

Выражаю  признательность контр-адмиралу в отставке Чухраеву Эдуарду Максимовичу – однокашнику, своему наставнику и старшему товарищу, знаком с которым уже более полувека. Эдуард Максимович 30 лет служил на различных должностях в Военно-морском флоте, из них 25 лет – на Тихоокеанском флоте. Неоднократно  прибывал в п.Камрань с целью проверки, инспектирования и оказания практической помощи по кругу своих функциональных обязанностей командованию эскадры, штабам соединений, кораблям и береговым частям гарнизона. После увольнения в запас – помощник ректора Дальневосточного государственного университета. 10 лет вел авторские передачи на Приморском радио. Автор книг:  «Небываемое бывает», «Адмирал Пётр Великий»,  «Генерал-адмирал Ф.М.Апраксин», «Великий (Тихий) океан» (в соавторстве с адмиралом И.Н.Хмельновым). С 2004 года проживает в г.Химки Московской области. Председатель Контрольно-ревизионной комиссии «Клуба адмиралов». Творчески, с присущим ему комсомольским задором активно работает в организации Клуба.

Особая благодарность военным медикам:

— полковнику медицинской службы Николаю Андреевичу Третьяку,

— полковнику медицинской службы Октаю Сергоевичу Ибрагимову,

— полковнику медицинской службы Сергею Юрьевичу Гусеву, Ольге Ильиничне Гусевой,

Александру Владимировичу Шаталову — кардиологу высшей категории, оказавшим неоценимые услуги и квалифицированную медицинскую помощь в реабилитации и восстановлении здоровья после четырех с половиной лет пребывания без отпуска в тропиках на полуострове Камрань, в тяжелейших климатических условиях, особенно в период проходящих тайфунов. Кстати, именно из-за тяжелейших климатических условий американские военнослужащие постоянно не проживали на полуострове, а приезжали на службу с материка.

Военное руководство русской армии до 1917г. всегда поощряло проведение научных изысканий, связанных с написанием истории воинской части, сохранением славных боевых традиций и использованием героических примеров из истории полка, корабля в воспитательных целях. Как отмечается в Военной энциклопедии, «…по неполным данным, к 1917г. вышло около 650 разного рода изданий полковой историографии, составивших свыше 750 томов. Причем наибольшее число изданных полковых историй приходится на конец 90-х годов XIX в. и начало XX в. Все гвардейские части имели по нескольку изданий, а всего в гвардии вышло более 200 томов. Были изданы истории гренадерских полков, большинства пехотных и стрелковых полков и батальонов, значительной части кавалерийских и казачьих полков»[1].

История Цусимского сражения описана историками по всем правилам исторической науки — от матроса (поименно) до адмирала. Нам бы так описать недавнюю историю своих соединений. К сожалению, историю своих соединений мы не знаем, не говорю уже о людях. Флотилии атомных подводных лодок, оперативные эскадры, дивизии кораблей расформированы, отдельные корабли списаны и утилизированы, проданы как металлолом за границу. А будем ли мы знать правду о них лет через двадцать?

Перестройка в органах военного управления идет полным ходом. Архивы с послужными списками офицеров и другие документы, имеющие историческую значимость, в связи с сокращением кадровых органов и специалистов-кадровиков либо уничтожаются, либо сложены в коробки и отправлены в новые формируемые структуры. Кто-то из внештатных историографов соединений назначен на новые должности или уволен в запас, не завершив описание исторического пути соединения, корабля. Ответственность за ведение историографической работы, как известно, возложена на командира и начальника штаба эскадры, командующего, начальника штаба флотилии. А если они равнодушны к истории своего объединения, корабля? Забыли. Не успели… Переназначены на вышестоящие должности… Оговорок, оправданий сегодня немало можно услышать. Там, где не успели заполнить исторические формуляры, никто уже к этому вопросу никогда не вернется.

В персоналиях данного исторического очерка по этой причине нет полных данных о прохождении службы В.Н.Никонова, Ю.М.Полякова, Л.П.Мурдасова, В.А.Давыдочкина, других офицеров. Нет и их фотографий. Установить связь с родственниками не удалось. Родители комбрига Ю.М.Полякова, например, проживали в Кишиневе (сегодня — это, значит, за границей), жена — в Москве. Их уже нет в живых.

По этой же причине остались «в тени» такие подразделения, как ВСО — военно-строительный отряд, отряд ПДСС (морской спецназ подводных диверсионных сил и средств) — технически оснащенный, хорошо экипированный и профессионально подготовленный для решения свойственных такому подразделению задач коллектив. Не освещены в должной мере деятельность Военной прокуратуры и Военного трибунала, отделения Военторга, работа переводчиков. Всем, служившим в этих подразделениях и учреждениях, приношу свои глубочайшие извинения.

Совет ветеранов Камрани, в который вошли представители 17-й опэск кораблей ТОФ, 922-го ПМТО, СовСМО, 169-го осап, в феврале 2010г. выступил инициатором подготовки первого издания исторического очерка о советском и российском военно-морском пребывании в бухте и на полуострове Камрань. С этой целью был создан оргкомитет под председательством вице-адмирала А.А.Кузьмина — командира эскадры в 1984–1987гг., почетного председателя Совета ветеранов. Председателем совета ветеранов Камрани стал капитан 1 ранга В.А.Хорьков.

Был составлен план исторической работы, в котором предусмотрены: показ и освещение в печати советско-российского пребывании в бухте и на полуострове Камрань; утверждение памятного нагрудного знака «17-я оперативная эскадра кораблей ТОФ»; написание исторического обзора о советском и российском военно-морском пребывании в Южно-Китайском море. Не все удалось выполнить на завершающей стадии написания книги.

Описание: d96a77763daced0ac205593c3ba36490

Ноябрь 2011года. За обсуждением исторического обзора по 17 ОпЭск. 

Изучаем книгу "8 ОпЭск кораблей ВМФ". (слева направо: капитан 1 ранга в отставке Хорьков В.А. - председатель совета ветеранов эскадры, контр-адмирал в отставке Спирин Ю.Ф.- командир 38 дипл, контр-адмирал в отставке Матюшин Н.Ф.-

автор исторического обзора по 17 ОпЭск).

Оргкомитет обращается ко всем ветеранам Камрани, служившим и работавшим там, поделиться своими объективными и правдивыми воспоминаниями и впечатлениями для устранения ошибок и пробелов, допущенных в данном труде, и качественной подготовки материала к изданию второго тома исторического обзора.

Я не случайно выделил «объективными и правдивыми». Со временем, к сожалению, детали и хронология событий искажаются в памяти, из-за чего порой появляются досадные неточности. Так, например, в книге «8-я оперативная эскадра кораблей Военно-морского флота СССР» (автор-составитель — Н.Н.Бирилло), изданной в 2010г., есть фактологическая ошибка. На стр. 350 читаем: состоялся «…официальный визит большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» (командир капитан 2 ранга В.Масько) в порт Пинанг (Малайзия) с 17 по 21 мая 1990 года. Руководитель визита — заместитель командира эскадры контр-адмирал Н.Н.Береговой».

Непреднамеренно из-за авторской ошибки Н.Н.Береговой в 1990г. был «понижен» и в воинском звании, и в должности. В мае 1990г. Н.Н.Береговой был командиром 17-й опэск с трехлетним стажем пребывания в должности, вице-адмиралом. А большой противолодочный корабль «Адмирал Трибуц» в мае 1990г. входил в состав 17-й опэск и лишь после завершения официального визита в Малайзию убыл в состав 8-й оперативной эскадры для выполнения задач боевой службы.

Материал по 17-й опэск размещен с июля 2010г. на сайте «Клуба адмиралов». Мы предоставили возможность ознакомиться с ним участникам событий советского и российского военно-морского присутствия в бухте и на полуострове Камрань Социалистической Республики Вьетнам с 1979 по 2002г. Поступали письма с дополнениями, поправками по некоторым неточностям и личными фотографиями. Всем вам большая наша (от совета ветеранов Камрани) признательность за поддержку и помощь. Такая совместная работа продолжалась до передачи материалов в печать.

Кстати, при размещении на сайте «Клуба адмиралов» проекта исторического обзора деятельности 17-й опэск в начале июля 2010г. было всего 284 страницы. За 11 месяцев получено свыше 200 писем, предложений, исправлений и дополнений по базированию советских и российских кораблей в бухте Камрань, фотографий начального периода базирования. Сегодня в историческом обзоре свыше 400 страниц в формате А-4. Это говорит о том, что ветераны Камрани (от Калининграда до Камчатки и Владивостока) читают и интересуются событиями 20–30-летней давности. Эти события — важная веха в истории корабля — в целом и каждого человека — в отдельности. В то же время вызывает сожаление, что отдельные «ветераны Камрани», несмотря на многочисленные просьбы членов совета ветеранов, дать какую-либо информацию о своем пребывании на вьетнамской земле, отвечают категорическим «нет». Есть и такие, кто за 23 года не однажды был командирован в бухту и на полуостров Камрань. А ведь рядом были люди: начальники и подчиненные, друзья и сослуживцы, экипажи кораблей и летные экипажи. Сколько событий и впечатлений! Какой интересный материал мог бы получиться! Не получился. Не успел собрать материал? Не захотел? Будет правильным вспомнить обо всем и изложить свои личные воспоминания во втором томе исторического обзора. Но настаивать не будем. Удачи вам!

Мы с особой просьбой обратились к командованию и ветеранам 922-го ПМТО, зонального узла связи как воинским формированиям, существовавшим на полуострове Камрань с мая (ЗУС — с августа) 1980 по 2 мая 2002г. Никто, кроме вас — ветеранов, не сможет изложить историю базирования на иностранной территории эскадры разнородных сил, авиационного полка, опыт специально-технического и тылового обеспечения кораблей эскадры и кораблей, проходивших в зону Индийского и Тихого океанов и возвращавшихся в свои базы на Тихоокеанский флот. Созданная в те годы постоянно действующая схема подачи материально-технических средств на корабли, в береговые части и подразделения неоднократно проверялась в ходе учений и повседневных условиях. Командование эскадры, электромеханическая служба эскадры, 922-го ПМТО, все его службы делали все возможное, чтобы пребывание кораблей в бухте Камрань было максимально полезным и комфортным.

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание: c5dbc7b0680a62a6747624f61ec3a323

 

Описание: 64fcfc1bfda5421840bae5c7834e3617

 

Адмирал Флота Советского Союза  С.Г.Горшков. 

 Все вопросы советско-вьетнамского  военно-морского сотрудничества 

с вьетнамской стороной урегулированы.

База  Камрань будет построена !

(фото из семейного архива Е.С.Горшковой).

 



[1] Военная энциклопедия. М., 1995. С.407.

 



К содержанию